Вопросы теории культуры. Дробышева Е.Э. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

10
доказав, что оно «портит» общественную мораль, которая деградирует
параллельно с прогрессом культуры. Радикальный способ «спасения» от
плодов цивилизации Руссо видел в возвращении к природе, к истокам.
Философ ввел в обиход термин «отчуждение», характеризуя им те процессы,
которые неизбежно вызывает в обществе научно-технический прогресс:
цивилизация все больше и больше «противостоит» человеку, его натуре,
достижения научной мысли, плоды творческих усилий в конце концов
приводят к тому, что человеческие изобретения начинают «угрожать»
человеку. Позже эта мысль нашла свое отражение в фантастических романах
о победе роботов над людьми, о неуправляемых химических и физических
катаклизмах, вызванных человеческим любопытством. Современные
руссоисты ссылаются на его выкладки, характеризуя нынешнюю
зависимость политической стабильности в мире от атомного оружия,
созданием которого человечество обязано научному гению и амбициозности
некоторых своих представителей.
Пессимистическими можно назвать и концепции Ф. Ницше,
З. Фрейда, К. Г. Юнга, О. Шпенглера, А. Тойнби, М. Хайдеггера,
Ж.-П. Сартра, Г. Маркузе.
Некоторые из них мы рассмотрим более подробно.
Культурологическая концепция Ф. Ницше
Немецкий философ и поэт Фридрих Ницше (1844–1900) выделяет две
линии в европейской культуре: «дионисийскую» (эмоциональную,
трагическую, оргиастическую) и «аполлоновскую» (созерцательную,
рациональную). Оба эти начала появляются из хаоса жизни. Идеал, по
мнению Ницше, лежит посередине, в гармонии этих двух начал. Ницше
писал: «Поступательное движение искусства связано с двойственностью
аполлонического и дионисийского начал, подобным же образом, как
рождение стоит в зависимости от двойственности полов, при непрестанной
борьбе и лишь периодически наступающем примирении»
2
. Полем
примиряющего состязания двух божествпокровителей искусств
Аполлона и Диониса становится древнегреческая трагедия, например
произведения Эсхила, Софокла. Однако попытка подавить жизнь разумом,
идеей появляется уже у Еврипида, затем продолжается в философии Сократа,
Платона, которые заменяют трагическое мирочувствование диалектикой
идей, смысл коихупорядочение мира. В этом же русле действует и
христианство, скрывающее за фикциями Неба и Бога подлинные истоки
человеческого бытия. В Новое время господствует наука, основанная на
фикциях интеллекта, истины, закона. Теснее всего с жизнью связано
искусство; этот вид иллюзии лучше прочих осознает, что «культураэто
лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».
2
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч.: В 2 т. Т.1. – С. 59.
                                                      10

доказав, что оно «портит» общественную мораль, которая деградирует
параллельно с прогрессом культуры. Радикальный способ «спасения» от
плодов цивилизации Руссо видел в возвращении к природе, к истокам.
Философ ввел в обиход термин «отчуждение», характеризуя им те процессы,
которые неизбежно вызывает в обществе научно-технический прогресс:
цивилизация все больше и больше «противостоит» человеку, его натуре,
достижения научной мысли, плоды творческих усилий в конце концов
приводят к тому, что человеческие изобретения начинают «угрожать»
человеку. Позже эта мысль нашла свое отражение в фантастических романах
о победе роботов над людьми, о неуправляемых химических и физических
катаклизмах, вызванных человеческим любопытством. Современные
руссоисты ссылаются на его выкладки, характеризуя нынешнюю
зависимость политической стабильности в мире от атомного оружия,
созданием которого человечество обязано научному гению и амбициозности
некоторых своих представителей.
   Пессимистическими можно назвать и концепции Ф. Ницше,
З. Фрейда, К. Г. Юнга, О. Шпенглера, А. Тойнби, М. Хайдеггера,
Ж.-П. Сартра, Г. Маркузе.
   Некоторые из них мы рассмотрим более подробно.

                           Культурологическая концепция Ф. Ницше

   Немецкий философ и поэт Фридрих Ницше (1844–1900) выделяет две
линии в европейской культуре: «дионисийскую» (эмоциональную,
трагическую, оргиастическую) и «аполлоновскую» (созерцательную,
рациональную). Оба эти начала появляются из хаоса жизни. Идеал, по
мнению Ницше, лежит посередине, в гармонии этих двух начал. Ницше
писал: «Поступательное движение искусства связано с двойственностью
аполлонического и дионисийского начал, подобным же образом, как
рождение стоит в зависимости от двойственности полов, при непрестанной
борьбе и лишь периодически наступающем примирении»2. Полем
примиряющего состязания двух божеств – покровителей искусств –
Аполлона и Диониса становится древнегреческая трагедия, например
произведения Эсхила, Софокла. Однако попытка подавить жизнь разумом,
идеей появляется уже у Еврипида, затем продолжается в философии Сократа,
Платона, которые заменяют трагическое мирочувствование диалектикой
идей, смысл коих – упорядочение мира. В этом же русле действует и
христианство, скрывающее за фикциями Неба и Бога подлинные истоки
человеческого бытия. В Новое время господствует наука, основанная на
фикциях интеллекта, истины, закона. Теснее всего с жизнью связано
искусство; этот вид иллюзии лучше прочих осознает, что «культура – это
лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».

2
    Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч.: В 2 т. Т.1. – С. 59.