Вопросы теории культуры. Дробышева Е.Э. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

12
предков из животного мира. Также как и Ницше, Фрейд видит причины
внутриличностных конфликтов, комплексов и чувства вины, характерных
для людей, в противоречии между культурными нормами и желаниями.
Культура подавляет свободный внутренний мир личности и опирается на
отказ человека от удовлетворения естественных желаний, а эта
неудовлетворенность, в свою очередь, является главной предпосылкой
культурогенеза, так как нерастраченная энергия в итоге сублимируется в
сфере науки, искусства и т. д. С точки зрения психоанализа вся современная
западная культура имеет оттенок болезненности, гибельности, поскольку
создается сексуально неудовлетворенными людьми, вынужденными искать
выход для собственного либидо.
До Фрейда неосознанное рассматривалось как нечто, сформированное в
сознании, а потом вытесненное из него. Фрейд же придал бессознательному
новый статус, назвав его самостоятельным, не зависящим от сознания
безличным началом человеческой души, которое активно вмешивается в
жизнь человека. Это начало – «Оно» – имеет чисто природное
происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека
(сексуальные, созидательные, витальные, называемые Эрос, или либидо, и
разрушительные, эсхатологическиеТанатос). «Оно» в человеке постоянно
борется с другим началом – «Я» (Ego), которое относится к сфере
сознательного. «Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» –
удовольствия, «Я» выступает медиатором между культурной и природной
реальностями. Фрейд говорит о «хитрости бессознательного», маскирующего
природные влечения под сознательные акты. Разум и культура достигают
цели подчинения «Оно» путем перемещения (сублимации), т. е.
использования сексуально-биологической энергии «Оно» в своих интересах.
То есть, по Фрейду, занятие наукой, искусством, политикой для людей
способ реализации бессознательных импульсов в измененной форме.
Для контроля над энергией «Оно» культуре приходится проникать в его
сферусферу бессознательного, становясь его частью. Эту ипостась Фрейд
называет «Сверх-Я» и оставляет за ней роль внутреннего цензора,
олицетворяющего собой запреты и нормы социокультурного характера.
Благодаря «Сверх-Я» человек может жить как культурное существо,
контролируя свои страсти. Человеческое «Я», по Фрейду, замкнуто между
двумя полюсамиприродной стихией и культурой, эти полюса сталкиваются
в «Я» и стараются подчинить его себе. Поэтому люди мечутся между
инстинктами и нормами. Фрейд приходит к выводу о том, что развитие
культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства
вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний. Автор уподобляет
общественную психику индивидуальной и не разводит личное и
коллективное бессознательное (сравните с концепцией Юнга). Также, по его
                                    12

предков из животного мира. Также как и Ницше, Фрейд видит причины
внутриличностных конфликтов, комплексов и чувства вины, характерных
для людей, в противоречии между культурными нормами и желаниями.
Культура подавляет свободный внутренний мир личности и опирается на
отказ человека от удовлетворения естественных желаний, а эта
неудовлетворенность, в свою очередь, является главной предпосылкой
культурогенеза, так как нерастраченная энергия в итоге сублимируется в
сфере науки, искусства и т. д. С точки зрения психоанализа вся современная
западная культура имеет оттенок болезненности, гибельности, поскольку
создается сексуально неудовлетворенными людьми, вынужденными искать
выход для собственного либидо.
   До Фрейда неосознанное рассматривалось как нечто, сформированное в
сознании, а потом вытесненное из него. Фрейд же придал бессознательному
новый статус, назвав его самостоятельным, не зависящим от сознания
безличным началом человеческой души, которое активно вмешивается в
жизнь человека. Это начало – «Оно» – имеет чисто природное
происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека
(сексуальные, созидательные, витальные, называемые Эрос, или либидо, и
разрушительные, эсхатологические – Танатос). «Оно» в человеке постоянно
борется с другим началом – «Я» (Ego), которое относится к сфере
сознательного. «Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» –
удовольствия, «Я» выступает медиатором между культурной и природной
реальностями. Фрейд говорит о «хитрости бессознательного», маскирующего
природные влечения под сознательные акты. Разум и культура достигают
цели подчинения «Оно» путем перемещения (сублимации), т. е.
использования сексуально-биологической энергии «Оно» в своих интересах.
То есть, по Фрейду, занятие наукой, искусством, политикой для людей –
способ реализации бессознательных импульсов в измененной форме.
   Для контроля над энергией «Оно» культуре приходится проникать в его
сферу – сферу бессознательного, становясь его частью. Эту ипостась Фрейд
называет «Сверх-Я» и оставляет за ней роль внутреннего цензора,
олицетворяющего собой запреты и нормы социокультурного характера.
Благодаря «Сверх-Я» человек может жить как культурное существо,
контролируя свои страсти. Человеческое «Я», по Фрейду, замкнуто между
двумя полюсами – природной стихией и культурой, эти полюса сталкиваются
в «Я» и стараются подчинить его себе. Поэтому люди мечутся между
инстинктами и нормами. Фрейд приходит к выводу о том, что развитие
культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства
вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний. Автор уподобляет
общественную психику индивидуальной и не разводит личное и
коллективное бессознательное (сравните с концепцией Юнга). Также, по его