Интеллектуальные информационные системы. Дубровин А.Д. - 186 стр.

UptoLike

Составители: 

221
игр
к
постановкам
задачи
коллективного
поведения
в
МАС
,
возникла
идея
,
в
соответствии
с
которой
игровая
модель
может
адекватно
интерпретировать
правила
переговоров
и
соглашений
между
агентами
,
придерживаясь
которых
они
могут
ко
взаимному
(
равновесному
)
минимаксному
или
максиминному
удовлетворению
разрешить
любую
(
или
почти
любую
)
из
ситуаций
:
кооперацию
,
компромисс
или
конфликт
.
Модели планирования оптимального коллективного поведения
.
Эти
модели
применяются
для
случая
децентрализованного
планирования
,
когда
агенты
вправе
выбирать
наилучшие
действия
в
процессе
коллективной
координации
всех
индивидуальных
планов
.
Это
как
раз
тот
момент
,
когда
фактически
решается
задача
«
оптимальной
»
централизации
,
ибо
при
возникновении
конфликтов
индивидуальных
планов
они
могут
быть
изменены
не
условиях
компромисса
.
Модели аукционных торгов
.
Они
позволяют
разрешить
конкурентные
ситуации
,
возникающие
между
участниками
разных
типов
аукционов
(
открытых
,
когда
цена
лота
известна
всем
;
закрытых
,
когда
цена
известна
только
распорядителю
)
или
,
кооперируясь
в
группу
,
перебить
конкурента
и
(
уже
на
внутреннем
аукционе
группы
)
приобрести
лот
по
более
низкой
цене
.
Модели на основе МАС архитектуры BDI
(Belief-Desire-Intention).
Эти
модели
сочетают
игровые
стратегии
с
логикой
здравых
рассуждений
человека
,
использующего
понятийные
категории
«
желание
», «
намерение
»
и
«
убеждение
».
Поведение
агентов
координируется
путем
согласования
связей
,
которые
каждый
агент
сформировал
в
своей
системе
взаимных
предпочтений
между
этими
понятиями
,
с
их
выводами
о
текущем
состоянии
театра
действий
.
Модели
этого
типа
характеризуются
большими
вычислительными
трудностями
,
хотя
интересны
с
точки
зрения
учета
психологии
игрока
.
Интересны
и
другие
направления
в
моделировании
координации
поведения
агентов
,
например
с
использованием
положений
теории
рефлексивных
игр
и
рефлексивного
управления
,
в
соответствии
с
которыми
агент
или
группа
агентов
,
обладающих
более
высоким
рангом
рефлексии
(
способностью
просчитать
большее
число
циклов
«
ход
»-«
ответ
»
вперед
),
имеет
более
надежные
шансы
на
успех
.
Перспективы
применения
МАС
-
технологий
многие
ученые
связывают
со
структурами
«
искусственная
жизнь
».
Для
этого
,
по
мнению
Д
.
А
.
Поспелова
(16),
необходимо
сосредоточить
усилия
на
ряде
многообещающих
направлений
,
к
которым
относятся
:
-
развитие
теории
МАС
на
основе
принципов
поиска
равновесного
направления
в
разрешении
конфликтных
ситуаций
;
-
исследования
путей
,
механизмов
и
методов
повышения
качества
(
актуальности
,
действенности
и
полезности
)
знаний
,
часто
утрачиваемого
в
погоне
за
их
количеством
;
-
использование
генетических
алгоритмов
и
алгоритмов
групповой
(
массовой
)
селекции
;
-
использование
возможностей
методов
рефлексивного
управления
;
-
усиления
акцентов
этического
плана
в
моделях
поступков
и
поведения
агентов
.
7.5.5.Современные технологии компьютерной лингвистики.
Компьютерная
лингвистика
это
область
знаний
,
связанная
с
решением
задач
автоматической
обработки
информации
,
представленной
на
естественном
языке
.
Центральными
научными
проблемами
компьютерной
лингвистики
(
КЛ
)
являются
:
-
моделирование
процесса
понимания
смысла
текстов
(
переход
от
текста
,
представленного
на
естественном
языке
(
ЕЯ
),
к
формализованному
представлению
его
смысла
на
внутримашинном
яыке
);
-
синтез
текстов
или
речи
на
естественном
языке
(
на
основе
анализа
формализованного
представления
их
на
внутримашинном
языке
).
игр к постановкам задачи коллективного поведения в МАС, возникла идея, в соответствии с
которой игровая модель может адекватно интерпретировать правила переговоров и
соглашений между агентами, придерживаясь которых они могут ко взаимному
(равновесному) минимаксному или максиминному удовлетворению разрешить любую (или
почти любую) из ситуаций: кооперацию, компромисс или конфликт.
       Модели планирования оптимального коллективного поведения. Эти модели
применяются для случая децентрализованного планирования, когда агенты вправе выбирать
наилучшие действия в процессе коллективной координации всех индивидуальных планов.
Это как раз тот момент, когда фактически решается задача «оптимальной» централизации,
ибо при возникновении конфликтов индивидуальных планов они могут быть изменены не
условиях компромисса.
       Модели аукционных торгов. Они позволяют разрешить конкурентные ситуации,
возникающие между участниками разных типов аукционов (открытых, когда цена лота
известна всем; закрытых, когда цена известна только распорядителю) или, кооперируясь в
группу, перебить конкурента и (уже на внутреннем аукционе группы) приобрести лот по
более низкой цене.
       Модели на основе МАС архитектуры BDI (Belief-Desire-Intention). Эти модели
сочетают игровые стратегии с логикой здравых рассуждений человека, использующего
понятийные категории «желание», «намерение» и «убеждение». Поведение агентов
координируется путем согласования связей, которые каждый агент сформировал в своей
системе взаимных предпочтений между этими понятиями, с их выводами о текущем
состоянии театра действий. Модели этого типа характеризуются большими
вычислительными трудностями, хотя интересны с точки зрения учета психологии игрока.
       Интересны и другие направления в моделировании координации поведения агентов,
например с использованием положений теории рефлексивных игр и рефлексивного
управления, в соответствии с которыми агент или группа агентов, обладающих более
высоким рангом рефлексии (способностью просчитать большее число циклов «ход»-«ответ»
вперед), имеет более надежные шансы на успех.
       Перспективы применения МАС-технологий многие ученые связывают со
структурами «искусственная жизнь». Для этого, по мнению Д.А.Поспелова (16), необходимо
сосредоточить усилия на ряде многообещающих направлений, к которым относятся:
       -развитие теории МАС на основе принципов поиска равновесного направления в
разрешении конфликтных ситуаций;
       - исследования путей, механизмов и методов повышения качества (актуальности,
действенности и полезности) знаний, часто утрачиваемого в погоне за их количеством;
       - использование генетических алгоритмов и алгоритмов групповой (массовой)
селекции;
       - использование возможностей методов рефлексивного управления;
       - усиления акцентов этического плана в моделях поступков и поведения агентов.


      7.5.5.Современные технологии компьютерной лингвистики.

      Компьютерная лингвистика – это область знаний, связанная с решением задач
автоматической обработки информации, представленной на естественном языке.
Центральными научными проблемами компьютерной лингвистики (КЛ) являются:
      - моделирование процесса понимания смысла текстов (переход от текста,
представленного на естественном языке (ЕЯ), к формализованному представлению его
смысла на внутримашинном яыке);
      - синтез текстов или речи на естественном языке (на основе анализа
формализованного представления их на внутримашинном языке).


                                                                                   221