ВУЗ:
Составители:
каждую эпоху имеет свой антропонимикон – реестр личных имён. Совокупность антропонимов называ-
ется антропонимией.
Антропонимика может служить историческим источником, помогая выяснить этнический состав и
миграции населения в прошлом, датировать и локализовать письменные памятники и т.д.
География русских фамилий позволяет проследить исторические передвижения населения, очаги
расселения и его пути. Так, например, фамилии на
-ых
(Косых, Рыжих и т.п.) распространены на терри-
тории между Воронежем и Курском, в северодвинском районе, встречаются в Вятке и Перми, на Урале
и Алтае, в Сибири и Забойкалье. Фамилии на
-итин
(Белевитин, Веневитинов и т.п.) образованы из на-
званий городов, входивших в московские владения в XV–XVI вв.
История имён социальна. В Древней Руси обособились составные имена – княжеские. До нас дошли
сведения о борьбе за право именоваться с
-вичем
, т.е. по отчеству. Сословная иерархия диктовала и
уничижительный суффикс
-ка
, и различия во времени формирования фамилий у разных социальных
слоёв.
Социально поляризовался и состав личных имён. На рубеже XIX–ХХ вв. дворянка Фёкла была так
же немыслима как крестьянка Тамара. Если имя, распространённое в привилегированных слоях обще-
ства, становилось популярным среди «низов», то от него отказывались, как это произошло с некогда
царским именем Иван.
Немаловажен географический аспект изучения антропонимов, особенно в прошлом. Разобщённость
этнических групп русского населения создавала географические различия в антропонимике. К таким
региональным антропонимическим явлениям относятся местные максимумы имён и фамилий.
Традиционно русскими считаются имена, упоминаемые в святцах. Но они происходят от имён гре-
ческих (Ирина, Александр, Егор и др.), латинских (Константин, Виталий, Павел и др.), еврейских (Иван,
Мария, Даниил и др.), славянских (Владимир, Ярослав и др.) и пр. С отделением церкви от государства
был разрешён свободный выбор личных имён. «Именослов» расширился. В него вошли имена револю-
ционеров и мыслителей (Жанна, Спартак и др.), казавшиеся более изысканными (Нелли, Элеонора и
др.), придуманные или составленные из других слов (Октябрина, Коллективизация, Гертруд, Нинель и
др.).
Из других разделов ономастики следует упомянуть:
космонимику
(наименования зон космического
пространства – созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный Путь, Плеяды,
Галактика Андромеды));
астронимику
(названия отдельных небесных тел (Луна, Юпитер, Зарянка,
комета Галлея));
зоонимика (
собственные имена животных, их клички (Шарик, Мурка, Квадрат,
Звёздочка, Донгуз));
хрематонимика
(собственные имена предметов материальной культуры (алмаз
«Орлов», меч Дюранадаль, пушка «Гамаюн»));
теонимика (
собственные имена богов и божеств любого
пантеона (Стрибог, Зевс));
карабонимика (
изучает собственные имена кораблей, судов и катеров
(Аврора, Варяг, Бородино, Самара, Жигули и т.д.)).
Ценным источником краеведческого исследования, как уже отмечалось, является
фольклоNр
(англ.
folklore
) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая
деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в
народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос); народная музыка (песни,
инструментальные наигрыши и пьесы); театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол); танец;
архитектура; изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, – историческая основа всей мировой ху-
дожественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного са-
мосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессио-
нального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).
Термин
фольклор
впервые был введён в научный обиход в 1846 г. английским учёным Вильямом
Томсом. В буквальном переводе
Folk-lore
означает: народная мудрость, народное знание. Этим терми-
ном сначала обозначали только сам предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисципли-
ну, изучающую этот материал (теперь – фольклористика).
Одним из богатых фольклорных центров России является Тамбовский край. Краеведы находят в
фольклоре огромную и достоверную историческую информацию. История Тамбовского края до XVII в.
известна в основном по косвенным источникам и в народно-поэтическом творчестве (легенды, сказа-
ния, песни, былины, загадки и пр.).
Легенды и сказания Тамбовского края, дошедшие до нас в устном творчестве и записанные филоло-
гами и этнографами, относятся к различным эпохам. Часть из них имеет мордовское происхождение и
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »