ВУЗ:
Составители:
относится ко времени, когда мордва входила в Муромо-Рязанское княжество. Имена героев этих легенд
сохранились в местной топонимике, в них отражено и мордовское язычество с фантастическими пре-
вращениями. В них нашёл своё отражение страх мордвы перед русскими и теми переменами, которые
были с ними связаны. Позднее в мордовских легендах прослеживается тенденция к единению этих двух
народов, любовь к родной земле, сплотившая их перед лицом врага.
В легендах края отображён и период татаро-монгольского нашествия («Княжеская могила», «Ле-
генда об Экстали»), и период запустения, превращения в Дикое поле («Святое озеро»). Активизация
процесса освоения края происходила при Иване Грозном, личность которого также нашла отражение в
устном народном творчестве («О царе Иване Грозном и нищей братии»).
События истории XVII – XIX вв. в устном народном творчестве приобретают сказочные черты, пере-
дают отношение простых людей к реалиям времени. Наиболее интересны в этом плане легенды «О ко-
менданте и Красном озере», «Русалочья роща». Обе они повествуют о реальных персонажах, оставивших
о себе недобрую память. Существует множество легенд о местных достопримечательных местах, связан-
ных, как правило, с предполагаемыми кладами или богатыми захоронениями, проклятиями и пр.
В тамбовских загадках можно найти и отношение местного населения к силам природы, к раститель-
ному и животному миру. Нашли в них своё отражение и отношения между людьми, бытовой уклад. Инте-
ресен комплекс загадок о растениях, используемых в пищу и в хозяйстве. Например, «мала малышка, зо-
лотая кубышка» (просо), «кину с блошку, вырастет с лутошку» (конопля), «ни шит, ни кроен, а весь в
рубцах» (вилок капусты) и др.
Большое значение для краеведения имеет изучение истории и современного состояния диалектов,
сбор местных (диалектных) слов. Этим занимается раздел языкознания, называемый диалектологией.
Раздел диалектологии, изучающий территориальное распространение тех элементов языка, которыми
диалекты языка отличаются друг от друга, называют лингвистической географией.
6.
Фото-, кино-, фонодокументы (аудиовизуальные средства)
. Это грампластинки, магнитные
фонограммы, диапозитивы (слайды), диа-, видео-, кинофильмы и др. Они содержат уникальную, часто
не фиксируемую никакими другими способами информацию. Аудиовизуальные средства, воздействуя
на зрение и слух, значительно повышают активность восприятия.
Первые упоминания о фотографии в Тамбове встречаются в «Памятной книжке Тамбовской губер-
нии на 1866 г.». В середине 1870-х гг. в Тамбовской губернии проводились фотосъёмки для уникально-
го «Альбома костюмов России».
Одной из ранних фотографий Тамбова, дошедших до нашего времени, является снимок улицы
Большой с видом на Реальное училище. На снимке в правом углу видна старинная сторожевая будка,
находившаяся некогда у ворот в тамбовскую крепость.
Первое стационарное фотоателье в Тамбове было открыто в 1880 г. Х.Д. Бровкиным. В начале ХХ
в. в Тамбове работало уже несколько фотоателье: И.Е. Епифанова, В.Ф. Иванова, А.Ф. Тепфера, А. Ва-
сильева, К. Трофимова, А. Кузнецова и С.В. Яркова.
Любительской фотографией в конце XIX – начале ХХ в. занимались люди образованные, творче-
ские: врачи, адвокаты, художники, дворяне, аптекари. Они оставили о себе прекрасную память в виде
фотоснимков, фотографических открыток с видами Тамбова и других городов.
В середине 1920-х гг. тамбовских фотографов взяла под свой контроль местная ВЧК. Было органи-
зовано Тамбовское научно-фотогра-фическое общество. В Тамбове продолжали работать старые масте-
ра (О. Енкен, С. Куликов, Д. Моисеев). Они брали патенты на занятие индивидуальной трудовой прак-
тикой, переходили на государственную службу. Некоторые предприятия сохранили своё производство и
при советской власти. Самым знаменитым таким предприятием была фотография Енкен.
В начале 1930-х гг. в Тамбове прошла первая советская выставка картин и фотографий. В ней при-
няли участие фотографы-любители и профессионалы: Л. Мотасов, Д. Моисеев, И. Мартынов, С. Кули-
ков и др.
В 1937 г. состоялась областная фотографическая выставка, посвящённая 20-й годовщине Октябрь-
ской революции. Её украшением стали работы С. Хабибулина. Во время Великой Отечественной войны
Семён Александрович работал специальным корреспондентом фотохроники ТАСС и газеты «Извес-
тия». Наиболее известны его фотографии, сделанные 22 июня 1941 г. на пл. Ленина, где собравшиеся
горожане впервые услышали из репродукторов страшное слово «война», и майские фотографии 1945 г.
– «победа».
После Великой Отечественной войны фотография стала бурно развиваться. Появилось новое поко-
ление фотографов-профессионалов, тысячи людей занялись любительской фотографией. Изменилась и
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »