ВУЗ:
Составители:
личие сторонников Булавина численностью до 700 крестьянских дворов на подведомственной ему тер-
ритории. Командир драгунского полка полковник Е. Гулиц сообщал о приходе в конце июня 1708 г.
«воров и бунтовщиков казаков и калмыков» к Тамбову.
Одним из последних крупных событий этого восстания стало сражение на р. Алабуге в сентябре
1708 г. Отряд крестьян и казаков численностью в 1800 человек встретился с регулярными царскими
войсками под командованием полковника Е. Гулица числом свыше 800 человек. Жестокий бой закон-
чился поражением булавинцев, которые ушли в леса. Вскоре удалось подавить и другие очаги Булавин-
ского восстания в Тамбовском крае. На несколько десятилетий в крае установился мир.
Бурные события на Тамбовщине произошли во время крестьянской войны под предводительством
Е. Пугачёва. После неудачного сражения под Казанью восставшие двинулись к низовьям Волги, подни-
мая на борьбу местных крестьян. Крайнее усиление крепостничества, значительный рост налогов в свя-
зи с расходами на ведение русско-турецкой войны стали главными причинами бунта. Весной 1774 г.
движение перекинулось на Тамбовщину. На севере края поднялись крестьяне сёл Алгасово, Пеньки,
Кулики, Ракша, Вановье (современный Моршанский р-н). Другим центром восстания стал юг. Здесь
действовал атаман Кирпичников. Его отряд двигался через Инжавино, Курдюки на Рассказово. По до-
роге восставшие расправились с местными помещиками и их приказчиками.
21 августа 1774 г. пугачёвцы подошли к крупному с. Рассказово. С притворным почётом их встре-
тили местные фабриканты Олесов и Тулинов,
владевшие суконной фабрикой. Они приказали вынести
хлеб с солью, выставили обильное угощение, напоили восставших, а затем отдали приказ своим верным
людям расправиться с пугачёвцами. Часть восставших перебили, других арестовали и отправили в Там-
бов, где власти после мучительных пыток их казнили
.
С
осени 1774 г. движение крестьян в Тамбовском
крае пошло на убыль.
В XVIII в. в крае как одна из форм социального протеста процветало сектантство. Секты развива-
лись, главным образом, в среде помещичьих крестьян. Тяжёлые бытовые условия, ежедневный изну-
ряющий труд толкали крестьян к религиозной мистике и фанатизму. Мотивы перехода крестьян в секты
были разными и даже меркантильными. Как отмечал И.И. Дубасов, «самые бедные крестьяне перехо-
дили иногда в известную, подходящую их миросозерцанию, секту из материальных выгод, так как сек-
танты всегда были зажиточнее большинства православных и щедро помогали своим единоверцам. Ме-
жду тем крестьяне, более чуткие к вопросам веры и нравственности, могли увлекаться в сектантстве
тем, что почти все его сторонники – люди воздержанные, трезвые, тихие, друг другу всячески и от души
помогавшие». Но каковы бы не были мотивы перехода крестьян в секты, наличие последних являлось
неоспоримым фактом. А некоторые из сект сохранили своё существование до наших дней.
Среди наиболее влиятельных сект можно назвать духоборов, молокан, хлыстов, скопцов. Упомина-
лись так же староверы (старообрядцы), субботники и другие течения.
Секта духоборов появилась в начале XVIII в. Она распространилась из Слободской Украины в сре-
де тамбовских однодворцев, государственных и дворцовых крестьян Тамбовского и Козловского уез-
дов. Учение духоборов основывалось на Евангелии, но оно не являлось источником веры, так как им
могло быть, по их мнению, «живое слово». Отвергали внешнее поклонение Богу, иконы, церковные та-
инства. Духоборы почитали Святую Троицу, но не ортодоксально. Христос – Бог и сын Божий – все-
лился в плоть избранного человека Иисуса. После телесной смерти последнего Христос пребывает сре-
ди людей, вселяясь в духоборских лидеров. Духоборцы имели устную «Животную книгу».
Отвергая убийство как величайший грех, духоборы отказывались служить в армии. Подчинение за-
конам государства было допустимо только в том случае, если они не расходились с Божьими.
Во второй половине XVIII в. лидером тамбовских духоборов был Ларион Побирохин. Тамбовские
власти долго не знали о существовании секты. Лишь после обнародования в
1767 г. проекта Нового
Уложения, в котором говорилось, что преследование за веру «человеческие умы раздражает, а дозволе-
ние верить ко своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца», духоборы объявили о себе как о
религиозной организации. В 1768 г. духоборы ходили в Петербург к Екатерине II с жалобой на притес-
нения местных властей. Екатерина отпустила ходоков с указанием «впредь им притеснения, и обид ни-
каких не чинить». Духоборам было разрешено исповедоваться и причащаться у священников других
приходов. Однако свободы вероисповедания они не получили. Епископ Тамбовский Феодосий не пре-
кратил преследования, началось повторное следствие, в Тамбовской провинции к 1769 г. было выявлено
232 духобора. Часть их отдали в солдаты, мальчиков в гарнизонные школы, детей до 5 лет – на воспи-
тание православным крестьянам. После этого секта ушла в подполье, и до 1803 г. судебных процессов
против духоборов не было.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- …
- следующая ›
- последняя »