История Тамбовского края с древнейших времен до середины XIX века. Двухжилова И.В. - 54 стр.

UptoLike

Составители: 

сделав для них в Закавказье послабления. В 2007–08 гг. в Тамбовскую область при поддержке государст-
ва вернулись потомки молокан с Закавказских государств и создали свою общину.
Секта духовных христиан-хлыстов (христововеры) возникла в России в XVII в. Название получила
от обряда, при котором верующие секут себя хлыстами. Xлысты считают возможным прямое общение с
Богом, его воплощение в праведных сектантах «христах», «богородицах». Путь к этому видят через
аскетизм, изнурительные посты, строгое соблюдение заповедей. На «радениях» доводят себя до религи-
озного экстаза. В Тамбовской губернии первые упоминания о хлыстах относятся к 1761 г., их называли
«богомолами», «шелапутами», «Давидовым согласием». Xлысты были зажиточнее других крестьян и
помогали своим единоверцам, что привлекало в эту секту новых сторонников. На рубеже XVIII–XIX вв.
в Кирсановском уезде оформилось течение «постников», во главе с А. Копыловым,
ещё более аскетич-
ное. После его смерти в тюрьме «постники» разделились на несколько течений. Власть и официальная
церковь преследовали хлыстов.
Религиозная секта скопцов, возникшая в России в конце XVIII в., являлась разновидностью духов-
ного христианства. По вероучению, культу и структуре организации близки к хлыстам.
В основе веро-
учения скопцов лежит утверждение, что спасение души возможно только «борьбой с плотью» путём
оскопления (кастрации), что придаёт им якобы «ангелоподобный» вид. Свои общины скопцы называют
«кораблями», молитвенные собрания «радениями». Скопцы не отказывались от посещения православ-
ной церкви, но имели свои реликвии, особые иконы, почитаемые места, связанные с основателями сек-
ты. Её основателем считается Кондратий Селиванов. В 1769 г. он и Александр Шилов создали скопче-
ский «кораблъ» в с. Сосновка Моршанского уезда. Принадлежность к секте скопцов, как изуверской,
каралась законом, ссылкой в Сибирь. Когда в 1772 г. секта была обнаружена, её членов судили, секли
кнутом и приговорили к ссылке. К. Селиванова публично секли в Сосновке и сослали в Сибирь.
Однако в начале XIX в. скопчество встречалось уже во многих сёлах Моршанского уезда и самом
Моршанске. В 1812 г. в Моршанске оскопились семейства купцов Платицыных, Поповых, Кудинова и
Загороднева. Историк И.И. Дубасов писал: «впечатление от этого события было тем сильнее, что все
оскопившиеся моршанские купцы были люди богатые и не жалели денег на распространение своего, по
их словам, голубиного учения». В 1838 г. происходил суд над купцом Е.И. Платицыным. Хотя доказа-
тельства его скопческой деятельности были неопровержимы, его освободили от наказания, приняв во
внимание его частные благодеяния, щедрые пожертвования и награды. С его смертью в 1841 г. скопче-
ское руководство перешло к его племяннику М.К. Платицыну. В 1868 г. состоялся новый процесс про-
тив моршанских скопцов, по которому проходило 40 человек. Платицын был сослан в Сибирь.
Со второй половины XIХ в. скопчество на Тамбовщине пошло на убыль. В своей массе население
не приняло это учение. С развитием капитализма в России духовное христианство стало вытесняться
протестантизмом.
4.6. КУЛЬТУРА И БЫТ ТАМБОВЩИНЫ В XVIII ВЕКЕ
Начавшийся с бурных петровских реформ XVIII в., изменивших всю российскую государствен-
ность, не изменил ни облик, ни устоявшийся житейский уклад провинции. Тамбов не стал исключени-
ем. Крепость постепенно теряла своё боевое значение, стены и башни ветшали, вооружение не обновля-
лось. Однако Тамбов как город продолжал расширяться. Численность мужского населения в начале ве-
ка составила 3 тысячи человек, в 1762 4,5 тысячи. Застройка велась довольно хаотично. В отличие от
городов с крепостью в центре, на холме, имевших радиально-кольцевую планировку, Тамбов распол-
зался вширь, вдоль берега Цны, упираясь на западе в болотистую пойму речушки Ржавец (р-н нынеш-
ней Пролетарской улицы), где охотились на уток. Основным стройматериалом по-прежнему было дере-
во, а главной опасностью пожары. Поэтому каждый домовладелец старался иметь участок земли по-
больше, чтобы огонь с соседних построек не смог бы перекинуться на его дом. Границы участков не
были геометрически правильными, поэтому тянущиеся вдоль заборов улицы получались кривыми. Про-
езжая часть ничем не мостилась. Тротуаров и канав для отвода воды не было, так что в ненастье грязь
была первозданной. Уличное освещение отсутствовало. Планировка, внешняя и внутренняя отделка по-
строек ничем не отличалась от XVII в.
Тамбовский краевед XIX в. И.И. Дубасов писал: «Город Тамбов во времена Державина представ-
лялся в самом непривлекательном виде. На две тысячи домов-изб в нём было только два просторных
дома со всеми барскими угодьями; казённые строения походили на развалины, по улицам в дождливое
время не было проезда. И только обширный генерал-губернаторский деревянный дворец, наполовину