История Тамбовского края с древнейших времен до середины XIX века. Двухжилова И.В. - 53 стр.

UptoLike

Составители: 

После Побирохина лидером секты стал его сын Савелий, в целях конспирации назвавшийся Капус-
тиным. В 1802 г. духоборам, отбывшим в ссылку за веру, указом Александра I было разрешено посе-
литься в Таврии. Тамбовские духоборы под действие указа не попали. Чтобы иметь основание просить
о переселении в Таврию, им нужно было доказать, что местные власти притесняют их. Такой повод
представился в 1803 г., когда в с. Троицкая Дубрава возник инцидент между духоборами и пьяным
священником. Дело дошло до Александра I, который повелел губернатору Палицыну следить, чтобы в
сёла духобров назначать священников «кротких и благонравных», и чтобы духоборов не обвинять в
преступлении, «доколе но обнаружено будет в духоборцах явного неповиновения установленной вла-
сти». Однако по приказу Палицына вожаки духоборов были преданы суду и наказаны кнутом, детей ду-
хоборов было решено окрестить. Двое из наказанных умерли, и духоборы вновь отправили в Петербург
ходоков. В 1804 г. вышли указы о разрешении тамбовским и воронежским духоборам переселиться в
Таврию. Указы о переселении распространялись только на государственных крестьян. Судьбу крепост-
ных крестьян-духоборов решали помещики. Обычно они отдавали их в рекруты вне очереди. Некото-
рые духоборы выкупались и уезжали в Тамань. С просьбами о переселении обращались также духобо-
ры из удельных и ясачных крестьян. В 1815 г. двадцати удельным крестьянам сёл Питерское, Крюково
и Пригородной слободы Моршанска было в этом отказано. С такой же просьбой обращались ясачные
крестьяне Спасского уезда. Некоторые из них переселились в Таврическую губернию, основав слободу
Спасскую. При Николае I у духоборов насильно отбирали детей и крестили по православному обряду. В
конце 1830-х гг. удельные крестьяне получили разрешение переселиться в Закавказье, и часть духобо-
ров этим воспользовалась. Тем не менее, очаги духоборства сохранялись. В официальных отчётах о сек-
тантстве в Тамбовской губернии духоборов и молокан часто указывали вместе, так как власти не знали
достоверно ситуации. К концу XIX в. немногие оставшиеся духоборы окончательно растворились сре-
ди молокан и православных.
Секта молокан появилась в тамбовском крае не позже начала XVIII в. К 1765 г. относится первое
упоминание о молоканах. На допросе козловский однодворец Киреев показал, что в 1760 г. крестьянин
с. Уварово Семён Уклеин призывал в церковь не ходить, святых тайн не принимать, веровать Богу ду-
хом. Согласно легенде, Уклеин был зятем вождя духоборцев И. Побирахина, но, рассорившись с ним,
основал новую секту. Уклеин в начале 1770-х гг. был арестован, после притворного покаяния отпущен и
продолжал проповедовать в других губерниях. Название «малакания» (позже «малакане») появилось с
XVII в. и применялось в официальных документах ко всем вероотступникам. Молокане именовали себя
«духовными христианами», название молокан принято ими в начале XIX в., чтобы отмежеваться от ду-
хоборцев. Они объясняли смысл его тем, что их учение
«чистое словесное молоко». Учение молокан
изложено письменно С. Уклеиным. Его последователи отвергали внешнее поклонение Богу, считая, что
поклоняться ему надо «в духе и истине», отвергали иконы, крест, не признавали церковные таинства,
посредничества священников между людьми и Богом, не верили в воскресение мёртвых плотью. Моло-
кане верили в единого Бога в трёх лицах. Хотя, видимо, ещё во времена Уклеина было течение, после-
дователи которого отрицали Святую Троицу, верили в единого Бога, Христа считали Сыном Божьим по
благодати. Часть их вошла в секту молокан-субботников. Исходя из того, что «вера без добрых дел
мертва», молокане не пили, не курили, отличались трудолюбием и жили зажиточнее православных, ока-
зывали нуждающимся единоверцам материальную помощь.
Во главе общины стоял выборный пресвитер. Молокане не отрицали светской власти, но, как и ду-
хоборы, признавали лишь те её законы, которые не противоречат закону Божьему. Они не должны были
участвовать в насилии, служить в армии. Поэтому молокане подвергались преследованиям со стороны
светской и церковной власти. Ослабление гонений в начале царствования Александра I способствовало
оживлению молокан. Они открыто объявились среди крестьян в Моршанском, Тамбовском, Борисог-
лебском уездах. После того как в 1804 г. тамбовским духоборцам было разрешено переселиться в Тав-
рию, молокане пытались последовать их примеру, прося разрешения поселиться в Бессарабии, в чём им
было отказано. В 1816 г. было объявлено повеление выселять в Северную Таврию всех «иконоборцев,
кои остаются непреклонными в своём заблуждении», в том числе молокан. В 1817 г. в Таврической гу-
бернии для тамбовских переселенцев были выделены земли. Тех, кто не выезжал добровольно, высыла-
ли принудительно.
Тем не менее, численность молокан на Тамбовщине росла. С 1830 г. молокан стали высылать в За-
кавказье, чтобы избавиться от опасного элемента внутри страны и с их помощью колонизовать окраины
империи. С
этой целью Министерство внутренних дел ужесточило меры против молокан, в то же время,