Составители:
Рубрика:
3
ВВЕДЕНИЕ. НАУЧНЫЙ И ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА
Человек и его творческая деятельность являются предметом изуче-
ния многих наук. Психология изучает процессы творческого мышле-
ния, черты характера и устремления творческой личности. История и
культурология – результаты творчества, становление и смену форм куль-
туры, произведений искусств и ремесел, научных теорий и философс-
ких систем. Социология – проявление сознания человека в формирова-
нии межличностных отношений в различных сферах общественной
жизни. Науки о человеке к настоящему времени накопили огромный
материал, он, однако, не приведен в систему, поскольку нет единой
теории, которая могла бы служить основанием для синтеза многообраз-
ных данных. Философия в силу своей специфики и должна дать эти
основы, разработать единую теорию о сущности и происхождении че-
ловека, о цели и задачах его пребывания на Земле.
Наука в построении учений о человеке идет от изучения множества
явлений к поиску единства и обобщающих концепций. Это долгая и
кропотливая работа, подобная детальному изучению деревьев, расту-
щих от подножия до вершины горы, с постепенным восхождением сни-
зу вверх. Философия же, наоборот, исходит из постижения единых и
всеобщих начал, на основе которых разворачиваются все проходящие
многообразные явления. Она совершает дерзновенную попытку уви-
деть мир в целом, она мыслью возносится на вершину горы и обозрева-
ет оттуда не только все деревья сразу, но и пространство вокруг них, а
затем, спускаясь вниз, изучает подробности. Зная вершину и всю пано-
раму в целом, труднее заблудиться в частностях.
Философия начинает изучение любой проблемы с построения тео-
рии, но ее теории отличаются от теорий конкретной науки. Ученый
осмысляет данные наблюдений и экспериментов, он строит свои кон-
цепции с помощью рассудочного мышления, опирающегося на чувствен-
ный опыт. Рассудок – это способность рассуждать, делать выводы на
основе опытного знания, это способность обобщать и анализировать
факты. Результаты деятельности такого мышления и эмпирического по-
знания вообще ограничены и относительны, так как опыт всегда не
полон и субъективен, в нем предмет познания предстает в отношении
к познающему субъекту, а не в своей целостности и истинной сущнос-
ти. Отсюда очень часто то, что называют точным знанием, является