ВУЗ:
Составители:
104
Во второй половине века формируется стиль «московское барокко»,
в котором уже явно видно влияние западноевропейской архитектуры. Этот
стиль господствовал в церковном зодчестве вплоть до середины XVIII сто-
летия. В XVII в. из камня строятся не только храмы, но и общественные
здания (например, сохранившиеся Кремлевские палаты) и дома знати.
Европейское влияние активно проникает
и в живопись. Иконы и
фрески XVII в. отличаются от более древних наличием светотеней, более
близкими к естественным цветам красками, приближением к реальным
пропорциям в изображении лиц и тел. Распространенным в живописи ста-
новится жанр «парсуны» (портрета). Наиболее ярко это проявилось в твор-
честве Симона Ушакова, чьи иконы и фрески и сейчас
украшают Успен-
ский и Архангельский соборы в московском кремле.
60-е годы XVII в. стали временем основания русского театра. Пьесы
на библейские сюжеты ставились при дворе Алексея Михайловича, а также
в московских школах.
Намного быстрее, чем в традиционные формы культуры, заимство-
вания с Запада проникали в быт состоятельных людей. Европейские ткани,
посуда
, оружие, напитки и продукты стали повседневными деталями жиз-
ни. В 70-80-е годы XVII в. многие москвичи носили одежду польского или
немецкого покроя, брили бороды, стены внутренних помещений их домов
были оклеены обоями, украшены пейзажами, натюрмортами и статуями.
Подводя итоги, следует отметить, что в отличие от времен Петра I в
XVII в. сближение с
Европой проходило постепенно, без принуждения и
без разрушения традиционных структур форм и жанров. Не возникало в
XVII в. и обычного для последующих эпох противостояния старого и ново-
го.
§ 10. Накануне петровских преобразований
Правление Федора Алексеевича (1676-1682). Федор Алексеевич
унаследовал власть своего отца в январе 1676 г., будучи 14-летним болез-
ненным юношей. Его готовили к царствованию специально, среди учите-
лей был образованнейший человек того времени Симеон Полоцкий. Царст-
вование Федора началось в сложной обстановке. Трудным было финансо-
вое положение страны — в казне оказалось более 1 млн.
рублей недоимок.
Сложной оказалась и внешнеполитическая ситуация. Страна стояла на по-
роге войны с объединенными османо-крымскими силами («Чигиринские
походы»). Не была до конца ликвидирована польская и не ослабевала
шведская угроза. Внутри страны сохранялось живое воспоминание о вос-
стании под предводительством Степана Разина и только что (в январе 1676
г.) штурмом был
взят оплот раскольников — Соловецкий монастырь.
Во второй половине века формируется стиль «московское барокко», в котором уже явно видно влияние западноевропейской архитектуры. Этот стиль господствовал в церковном зодчестве вплоть до середины XVIII сто- летия. В XVII в. из камня строятся не только храмы, но и общественные здания (например, сохранившиеся Кремлевские палаты) и дома знати. Европейское влияние активно проникает и в живопись. Иконы и фрески XVII в. отличаются от более древних наличием светотеней, более близкими к естественным цветам красками, приближением к реальным пропорциям в изображении лиц и тел. Распространенным в живописи ста- новится жанр «парсуны» (портрета). Наиболее ярко это проявилось в твор- честве Симона Ушакова, чьи иконы и фрески и сейчас украшают Успен- ский и Архангельский соборы в московском кремле. 60-е годы XVII в. стали временем основания русского театра. Пьесы на библейские сюжеты ставились при дворе Алексея Михайловича, а также в московских школах. Намного быстрее, чем в традиционные формы культуры, заимство- вания с Запада проникали в быт состоятельных людей. Европейские ткани, посуда, оружие, напитки и продукты стали повседневными деталями жиз- ни. В 70-80-е годы XVII в. многие москвичи носили одежду польского или немецкого покроя, брили бороды, стены внутренних помещений их домов были оклеены обоями, украшены пейзажами, натюрмортами и статуями. Подводя итоги, следует отметить, что в отличие от времен Петра I в XVII в. сближение с Европой проходило постепенно, без принуждения и без разрушения традиционных структур форм и жанров. Не возникало в XVII в. и обычного для последующих эпох противостояния старого и ново- го. § 10. Накануне петровских преобразований Правление Федора Алексеевича (1676-1682). Федор Алексеевич унаследовал власть своего отца в январе 1676 г., будучи 14-летним болез- ненным юношей. Его готовили к царствованию специально, среди учите- лей был образованнейший человек того времени Симеон Полоцкий. Царст- вование Федора началось в сложной обстановке. Трудным было финансо- вое положение страны — в казне оказалось более 1 млн. рублей недоимок. Сложной оказалась и внешнеполитическая ситуация. Страна стояла на по- роге войны с объединенными османо-крымскими силами («Чигиринские походы»). Не была до конца ликвидирована польская и не ослабевала шведская угроза. Внутри страны сохранялось живое воспоминание о вос- стании под предводительством Степана Разина и только что (в январе 1676 г.) штурмом был взят оплот раскольников — Соловецкий монастырь. 104
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- …
- следующая ›
- последняя »