История России. Ч. 2. Ермолаев И.П - 43 стр.

UptoLike

45
ных регионов, так и страны в целом. Немаловажную роль в этом играла
также и религиозная нетерпимость.
На развитие средневековой культуры оказывало негативное воздей-
ствие и крепостное право, значительно замедлявшее темпы ее развития. И
все же, в общем и целом русская средневековая культура развивалась в
прогрессивном направлении, хотя следует признать, что
на этом пути были
и застойные времена и даже попятные движения.
В сложных условиях происходило развитие русской культуры в XIII -
первой половине XIV вв. Ордынское нашествие, агрессия западных феода-
лов, перемещение международных торговых путей наложили тяжелый от-
печаток не только на политическую и экономическую жизнь страны, но и
на развитие ее культуры.
Большинство
историков отмечают резко отрицательное влияние зо-
лотоордынской зависимости на все стороны жизни русского народа. В це-
лом не отрицая этого, нужно заметить, что вопрос о монгольских и тюрк-
ских заимствованиях в истории культуры русского народа изучен недоста-
точно полно. Конечно, нельзя влияние Орды сводить к нескольким десят-
кам татарских слов,
вошедших в русский язык. Исследователи отмечают
ряд восточных элементов, проникших в духовную и материальную культу-
ру Руси от народов, населявших Золотую Орду.
Однако это влияние нельзя преувеличивать, как это делают некото-
рые историки (Г.В.Вернадский и др.), по мнению которых после ордынско-
го нашествия русская культура вошла в сферу культуры
Востока, стала ее
составной частью, то есть по сути азиатской. Этот тезис не выдерживает
критики: русская культура была и осталась составной частью европейской
культуры.
Неблагоприятная внешнеполитическая обстановка тяжело отразилась
на культуре Руси. В частности, заметный регресс был характерен для мно-
гих отраслей русской культуры в XIII - начале XIV вв. Огрубели многие
ремесленные
изделия, некоторые виды ремесел совсем исчезли (например,
полихромная строительная керамика и др.). Была утрачена техника целого
ряда художественных ремесел: искусство тончайшей перегородчатой эма-
ли и развитие фресковой живописи, а станковая живопись (иконы) отлича-
лась примитивностью изображения, бледностью красок. Спад коснулся и
летописания: в некоторых городах оно совершенно исчезает, в других при
-
обретает характер кратких и скудных записей. Только, пожалуй, в Новго-
роде летописание сохранилось в прежнем, богатом по содержанию виде.
На общем фоне спада культуры в XIII - начале XIV вв. выделяется
своим содержанием и формой популярный в то время жанр исторической и
воинской повести. Ордынскому нашествию посвящен ряд повестей — «О
разорении Рязани», «О
нашествии Батыя» и др. Героической борьбе с аг-
ных регионов, так и страны в целом. Немаловажную роль в этом играла
также и религиозная нетерпимость.
      На развитие средневековой культуры оказывало негативное воздей-
ствие и крепостное право, значительно замедлявшее темпы ее развития. И
все же, в общем и целом русская средневековая культура развивалась в
прогрессивном направлении, хотя следует признать, что на этом пути были
и застойные времена и даже попятные движения.
      В сложных условиях происходило развитие русской культуры в XIII -
первой половине XIV вв. Ордынское нашествие, агрессия западных феода-
лов, перемещение международных торговых путей наложили тяжелый от-
печаток не только на политическую и экономическую жизнь страны, но и
на развитие ее культуры.
      Большинство историков отмечают резко отрицательное влияние зо-
лотоордынской зависимости на все стороны жизни русского народа. В це-
лом не отрицая этого, нужно заметить, что вопрос о монгольских и тюрк-
ских заимствованиях в истории культуры русского народа изучен недоста-
точно полно. Конечно, нельзя влияние Орды сводить к нескольким десят-
кам татарских слов, вошедших в русский язык. Исследователи отмечают
ряд восточных элементов, проникших в духовную и материальную культу-
ру Руси от народов, населявших Золотую Орду.
      Однако это влияние нельзя преувеличивать, как это делают некото-
рые историки (Г.В.Вернадский и др.), по мнению которых после ордынско-
го нашествия русская культура вошла в сферу культуры Востока, стала ее
составной частью, то есть по сути азиатской. Этот тезис не выдерживает
критики: русская культура была и осталась составной частью европейской
культуры.
      Неблагоприятная внешнеполитическая обстановка тяжело отразилась
на культуре Руси. В частности, заметный регресс был характерен для мно-
гих отраслей русской культуры в XIII - начале XIV вв. Огрубели многие
ремесленные изделия, некоторые виды ремесел совсем исчезли (например,
полихромная строительная керамика и др.). Была утрачена техника целого
ряда художественных ремесел: искусство тончайшей перегородчатой эма-
ли и развитие фресковой живописи, а станковая живопись (иконы) отлича-
лась примитивностью изображения, бледностью красок. Спад коснулся и
летописания: в некоторых городах оно совершенно исчезает, в других при-
обретает характер кратких и скудных записей. Только, пожалуй, в Новго-
роде летописание сохранилось в прежнем, богатом по содержанию виде.
      На общем фоне спада культуры в XIII - начале XIV вв. выделяется
своим содержанием и формой популярный в то время жанр исторической и
воинской повести. Ордынскому нашествию посвящен ряд повестей — «О
разорении Рязани», «О нашествии Батыя» и др. Героической борьбе с аг-
                                  45