История России. Ч. 2. Ермолаев И.П - 45 стр.

UptoLike

47
византийской иконописи, но в отличие от его предшественников искусство
Рублева мягче, лиричнее и более психологично.
В развитии архитектуры в конце XIV - начале XV вв. можно выде-
лить два направления: московское и новгородское. Московская архитекту-
ра дошла до нас соборами Звенигорода и Троице-Сергиевой лавры в Сер-
гиевом Посаде. В этих сооружениях обнаруживается
подражание архитек-
туре Владимиро-Суздальской Руси. Так Успенский собор в Звенигороде
откровенно подражает Дмитриевскому собору во Владимире, да и кладка
каменных сооружений XV в. во многом повторяет строительные приемы
XII в. В Новгороде и Пскове строили небольшие приземистые церкви с
очень толстыми стенами из камня. В XV в., борясь за свою независимость,
новгородцы
стали копировать облик построек начала XIV в., даже XII-XIII вв.
Этим они хотели подчеркнуть свое отличие от северо-восточной Руси.
Процесс образования единого Русского государства явился сильным
стимулом в развитии общественной мысли, отражавшей актуальные про-
блемы того времени. В 1498 г. по случаю коронации внука Ивана III Дмит-
рия было написано «Сказание о князьях Владимирских
», которое стало ос-
новой политической идеологии нарождающейся самодержавной власти
московских царей в первой половине XVI в. Согласно «Сказанию» москов-
ские государи вели свой род через владимирских и киевских князей от са-
мого римского императора Августа. В «Сказании» сообщается, в частно-
сти, что великокняжеские регалии, в том числе и знаменитую шапку, киев-
ский князь Владимир Мономах получил из Византии, тем самым подчер-
кивалась преемственность власти московских государей от киевских.
В церковных кругах пытались противопоставить «Сказанию» свое
понимание происхождения власти московских князей. Наиболее ярко это
выразилось в посланиях псковского монаха Филофея Василию III, где была
развита идея о «Москветретьем Риме». Провозглашая принцип божест-
венного
происхождения власти московских князей, церковники пытались
обосновать мысль о необходимости всемерной защиты и поддержки церк-
ви и верности старине, а по сути речь шла о неприятии всего нового.
Однако в правительственных кругах это учение как политическая
доктрина не было воспринято. В конце XV - начале XVI вв. возникают
учения, которые на основе религиозных
канонов, критикуют существую-
щую в стране церковную организацию. Появляются еретические кружки в
Новгороде и Москве, отрицающие необходимость монастырей, икон, веры
в загробную жизнь и т.д. Тот факт, что еретикам в Москве покровительст-
вовал сам Иван III, сильно встревожило деятелей церкви. Они принимают
энергичные меры к разгрому еретиков.
В борьбе с еретиками
в церковных кругах сложилось два направле-
ния. Одни пытались поднять авторитет церкви путем ведения аскетическо-
византийской иконописи, но в отличие от его предшественников искусство
Рублева мягче, лиричнее и более психологично.
      В развитии архитектуры в конце XIV - начале XV вв. можно выде-
лить два направления: московское и новгородское. Московская архитекту-
ра дошла до нас соборами Звенигорода и Троице-Сергиевой лавры в Сер-
гиевом Посаде. В этих сооружениях обнаруживается подражание архитек-
туре Владимиро-Суздальской Руси. Так Успенский собор в Звенигороде
откровенно подражает Дмитриевскому собору во Владимире, да и кладка
каменных сооружений XV в. во многом повторяет строительные приемы
XII в. В Новгороде и Пскове строили небольшие приземистые церкви с
очень толстыми стенами из камня. В XV в., борясь за свою независимость,
новгородцы стали копировать облик построек начала XIV в., даже XII-XIII вв.
Этим они хотели подчеркнуть свое отличие от северо-восточной Руси.
      Процесс образования единого Русского государства явился сильным
стимулом в развитии общественной мысли, отражавшей актуальные про-
блемы того времени. В 1498 г. по случаю коронации внука Ивана III Дмит-
рия было написано «Сказание о князьях Владимирских», которое стало ос-
новой политической идеологии нарождающейся самодержавной власти
московских царей в первой половине XVI в. Согласно «Сказанию» москов-
ские государи вели свой род через владимирских и киевских князей от са-
мого римского императора Августа. В «Сказании» сообщается, в частно-
сти, что великокняжеские регалии, в том числе и знаменитую шапку, киев-
ский князь Владимир Мономах получил из Византии, тем самым подчер-
кивалась преемственность власти московских государей от киевских.
      В церковных кругах пытались противопоставить «Сказанию» свое
понимание происхождения власти московских князей. Наиболее ярко это
выразилось в посланиях псковского монаха Филофея Василию III, где была
развита идея о «Москве — третьем Риме». Провозглашая принцип божест-
венного происхождения власти московских князей, церковники пытались
обосновать мысль о необходимости всемерной защиты и поддержки церк-
ви и верности старине, а по сути речь шла о неприятии всего нового.
      Однако в правительственных кругах это учение как политическая
доктрина не было воспринято. В конце XV - начале XVI вв. возникают
учения, которые на основе религиозных канонов, критикуют существую-
щую в стране церковную организацию. Появляются еретические кружки в
Новгороде и Москве, отрицающие необходимость монастырей, икон, веры
в загробную жизнь и т.д. Тот факт, что еретикам в Москве покровительст-
вовал сам Иван III, сильно встревожило деятелей церкви. Они принимают
энергичные меры к разгрому еретиков.
      В борьбе с еретиками в церковных кругах сложилось два направле-
ния. Одни пытались поднять авторитет церкви путем ведения аскетическо-
                                    47