ВУЗ:
Составители:
49
В это же время была завершена работа над грандиозным историче-
ским сводом, получившим название «Никоновской летописи» (один из
списков этой летописи принадлежал патриарху Никону).
Одновременно с Никоновской летописью началось составление
грандиозной всемирной истории — Лицевого летописного свода. Этот
труд представлял из себя 12 богато иллюстрированных томов. В сохра-
нившихся 10 томах насчитывается около 16
тысяч миниатюр историческо-
го, батального, бытового жанра.
Новой по форме изложения была «Книга степенная царского родо-
словия», посвященная историческому объяснению политического объеди-
нения русских земель в единое государство. «Степенная книга» в отличие
от летописей изложение ведет не по годам, а по степеням, то есть княжени-
ям отдельных русских правителей: 1-я степень
— княжение Владимира
Святославича, а последняя — 17-я — царствование Ивана Грозного.
Во всей этой официальной исторической литературе широко исполь-
зуется различная официального характера документация: посольские кни-
ги, разрядные записи и т.д., предшествующие летописные тексты. Вместе с
тем характерной особенностью исторических сочинений этого периода яв-
ляется свободное обращение с источниками, которые безжалостно
редак-
тировались в угоду официальной идеологии. Активное участие в «исправ-
лении» источников принимал и сам Иван Грозный.
Новым видом исторического сочинения, не претендующего на осве-
щение всего исторического процесса, была «История о Казанском царст-
ве», обосновывающая завоевание Казани. Эпизодам Ливонской войны по-
священа «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков
». В от-
личие от всех предыдущих исторических сочинений эти труды дают кар-
тину только отдельных сюжетов русской истории.
В общественно-политической мысли центральное место занимали
вопросы о роли церкви в государстве (противостояние нестяжателей и ио-
сифлян) и вопросы самодержавной власти. В ходе споров о характере цар-
ской власти в 60-70 гг. XVI
в. сложились две политические концепции.
Первая отражает взгляды нестяжателей и княжеско-боярской знати,
поддерживающих централизаторские стремления в стране. Наиболее полно
эта концепция изложена в посланиях князя А.М.Курбского к Ивану Гроз-
ному и в его «Истории о великом князе Московском». Князь Курбский, не
отрицая принцип единовластия, развивал мысль о том
, что царь должен
править только вместе с мудрыми советниками. Его идеал — период прав-
ления Избранной рады.
Вторая точка зрения сформулирована самим Иваном Грозным. Он
воспринял иосифлянский тезис о божественном происхождении царской
власти и сделал вывод: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казни-
В это же время была завершена работа над грандиозным историче- ским сводом, получившим название «Никоновской летописи» (один из списков этой летописи принадлежал патриарху Никону). Одновременно с Никоновской летописью началось составление грандиозной всемирной истории — Лицевого летописного свода. Этот труд представлял из себя 12 богато иллюстрированных томов. В сохра- нившихся 10 томах насчитывается около 16 тысяч миниатюр историческо- го, батального, бытового жанра. Новой по форме изложения была «Книга степенная царского родо- словия», посвященная историческому объяснению политического объеди- нения русских земель в единое государство. «Степенная книга» в отличие от летописей изложение ведет не по годам, а по степеням, то есть княжени- ям отдельных русских правителей: 1-я степень — княжение Владимира Святославича, а последняя — 17-я — царствование Ивана Грозного. Во всей этой официальной исторической литературе широко исполь- зуется различная официального характера документация: посольские кни- ги, разрядные записи и т.д., предшествующие летописные тексты. Вместе с тем характерной особенностью исторических сочинений этого периода яв- ляется свободное обращение с источниками, которые безжалостно редак- тировались в угоду официальной идеологии. Активное участие в «исправ- лении» источников принимал и сам Иван Грозный. Новым видом исторического сочинения, не претендующего на осве- щение всего исторического процесса, была «История о Казанском царст- ве», обосновывающая завоевание Казани. Эпизодам Ливонской войны по- священа «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков». В от- личие от всех предыдущих исторических сочинений эти труды дают кар- тину только отдельных сюжетов русской истории. В общественно-политической мысли центральное место занимали вопросы о роли церкви в государстве (противостояние нестяжателей и ио- сифлян) и вопросы самодержавной власти. В ходе споров о характере цар- ской власти в 60-70 гг. XVI в. сложились две политические концепции. Первая отражает взгляды нестяжателей и княжеско-боярской знати, поддерживающих централизаторские стремления в стране. Наиболее полно эта концепция изложена в посланиях князя А.М.Курбского к Ивану Гроз- ному и в его «Истории о великом князе Московском». Князь Курбский, не отрицая принцип единовластия, развивал мысль о том, что царь должен править только вместе с мудрыми советниками. Его идеал — период прав- ления Избранной рады. Вторая точка зрения сформулирована самим Иваном Грозным. Он воспринял иосифлянский тезис о божественном происхождении царской власти и сделал вывод: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казни- 49
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- …
- следующая ›
- последняя »