История России. Ч. 2. Ермолаев И.П - 46 стр.

UptoLike

48
го образа жизни, отказа от богатств, в том числе и земельных владений.
Отсюда их названиенестяжатели. Другая группа (последователи Иоси-
фа Волоцкого, игумена Иосифо-Волоколамского монастыря) получила на-
звание иосифлян. Они также были сторонниками реорганизации монастыр-
ской жизни на основе строжайшей дисциплины и внешнего благочиния, но
при сохранении земельных владений
церкви. Еретиков же они предлагали
«жечь и вешать». Иосифлянам удалось склонить на свою сторону велико-
княжескую власть. На церковном соборе 1504 г. еретики были осуждены на
смертную казнь. На льду Москвы-реки запылали костры и еретики были
сожжены.
XVI в. в истории развития культуры занимает особое место. В этот
период происходит стирание
локальных культурных различий и особенно-
стей. Завершается формирование русской (великорусской) народности.
Многие явления русской культуры XVI в. сохраняются и в последующие
столетия (народный быт, нравы, обычаи, жилища, одежда и т.п.).
Крупным культурным достижением этого времени являлось начало
книгопечатания, связанное с именами Ивана Федорова и Петра Мстислав-
ца. Без печатной книги
широкое развитие в последующем литературы, нау-
ки и др. было бы просто невозможно. Печатная книга вскоре превратилась
в мощный источник распространения знаний и просвещения в России.
Большим успехом ознаменовался XVI в. и в области архитектуры.
Было завершено сооружение Кремлевского архитектурного ансамбля, со-
хранившегося до наших дней; появился шатровый стиль в сооружении
церквей
, который вырос из русского деревянного зодчества. Шедеврами
шатрового стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском (1532)
и Покровский собор (церковь Василия Блаженного) на Красной площади в
Москве (1555-1560).
Образование единого русского государства стимулировало развитие
общественной мысли. Для средневековья характерен консерватизм поли-
тического мышления. Те или иные явления общественной жизни средневе-
ковый человек
стремился объяснить, оглядываясь на прошлое, «старину».
Поэтому все новое подкреплялось ссылкой на историческое прошлое. Все
это стимулировало развитие исторических знаний.
Одним из крупнейших памятников первой половины XVI в. является
так называемая Воскресенская летопись (названа по месту нахождения
списка летописи в Воскресенском монастыре близ Москвы). Большое вни-
мание было уделено составлению летописей при
Иване Грозном. Был со-
ставлен «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича»,
охватывающий события с 1534 по 1553 гг., обосновывающий необходи-
мость сильной царской власти.
го образа жизни, отказа от богатств, в том числе и земельных владений.
Отсюда их название — нестяжатели. Другая группа (последователи Иоси-
фа Волоцкого, игумена Иосифо-Волоколамского монастыря) получила на-
звание иосифлян. Они также были сторонниками реорганизации монастыр-
ской жизни на основе строжайшей дисциплины и внешнего благочиния, но
при сохранении земельных владений церкви. Еретиков же они предлагали
«жечь и вешать». Иосифлянам удалось склонить на свою сторону велико-
княжескую власть. На церковном соборе 1504 г. еретики были осуждены на
смертную казнь. На льду Москвы-реки запылали костры и еретики были
сожжены.
      XVI в. в истории развития культуры занимает особое место. В этот
период происходит стирание локальных культурных различий и особенно-
стей. Завершается формирование русской (великорусской) народности.
Многие явления русской культуры XVI в. сохраняются и в последующие
столетия (народный быт, нравы, обычаи, жилища, одежда и т.п.).
      Крупным культурным достижением этого времени являлось начало
книгопечатания, связанное с именами Ивана Федорова и Петра Мстислав-
ца. Без печатной книги широкое развитие в последующем литературы, нау-
ки и др. было бы просто невозможно. Печатная книга вскоре превратилась
в мощный источник распространения знаний и просвещения в России.
      Большим успехом ознаменовался XVI в. и в области архитектуры.
Было завершено сооружение Кремлевского архитектурного ансамбля, со-
хранившегося до наших дней; появился шатровый стиль в сооружении
церквей, который вырос из русского деревянного зодчества. Шедеврами
шатрового стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском (1532)
и Покровский собор (церковь Василия Блаженного) на Красной площади в
Москве (1555-1560).
      Образование единого русского государства стимулировало развитие
общественной мысли. Для средневековья характерен консерватизм поли-
тического мышления. Те или иные явления общественной жизни средневе-
ковый человек стремился объяснить, оглядываясь на прошлое, «старину».
Поэтому все новое подкреплялось ссылкой на историческое прошлое. Все
это стимулировало развитие исторических знаний.
      Одним из крупнейших памятников первой половины XVI в. является
так называемая Воскресенская летопись (названа по месту нахождения
списка летописи в Воскресенском монастыре близ Москвы). Большое вни-
мание было уделено составлению летописей при Иване Грозном. Был со-
ставлен «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича»,
охватывающий события с 1534 по 1553 гг., обосновывающий необходи-
мость сильной царской власти.


                                 48