История России. Ч. 2. Ермолаев И.П - 44 стр.

UptoLike

46
рессией немецких и шведских феодалов посвящены повести об Александре
Невском и псковском князе Довмонте, одержавшем ряд побед над ливон-
скими рыцарями и Литвой.
С конца XIII - начала XIV вв. намечаются первые признаки преодо-
ления кризиса в культуре. Сначала в Твери, а затем и в Москве восстанав-
ливается каменное строительство, хотя оно по
своему качеству еще далеко
уступает выдающимся образцам Владимиро-Суздальской архитектуры.
Так, например, Успенский собор, построенный в 1326 г. в Москве, менее
чем через 150 лет настолько обветшал, что его своды подпирались бревна-
ми, что вынудило Ивана III приступить к постройке нового собора. Все это
говорит о том, что многие приемы строительной техники были утрачены
.
С середины XIV в. начался новый подъем русской культуры, чему во
многом способствовали объединительные тенденции, происходившие в се-
веро-восточной Руси, а также Куликовская битва. В литературе, летописа-
нии, архитектуре, живописи начинают господствовать идеи необходимости
единства Руси, происходит обращение к традициям Древней и Владимиро-
Суздальской Руси. В XIV в. летописи ведутся во
всех русских землях: Ря-
зани, Твери, Смоленске, Новгороде, Пскове, Москве.
Древнейшей дошедшей до нас в оригинале русской летописью явля-
ется Лаврентьевская летопись, написанная в 1377 г. монахом Лаврентием
для нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Начинается она с
«Повести временных лет», рассказывающей о тех временах, когда Русь бы-
ла едина. Лаврентий включает в
свое сочинение Владимирскую и Твер-
скую летописи. Идея единства Руси в еще большей мере прослеживается в
дальнейшем в Московском летописании.
Куликовская победа 1380 г. дала мощный толчок патриотическому
подъему в стране, что отразилось, в частности, в создании ряда значитель-
ных патриотических литературных произведений, посвященных этому со-
бытию. Наиболее известными из них являются
«Сказание о Мамаевом по-
боище», «Слово о житии и представлении великого князя Дмитрия Ивано-
вича» и др. Наиболее ярким произведением этого цикла, безусловно, явля-
ется «Задонщина», написанная под сильным влиянием «Слова о полку
Игореве».
В конце XIV - первой половине XV вв. наивысшего расцвета достига-
ет русская средневековая живопись, прежде всего в творчестве
Феофана
Грека и Андрея Рублева. Именно Андрей Рублев поднял русское изобрази-
тельное искусство на небывалую высоту. Его знаменитая икона «Троица»
позднее, в конце XIX в., создала ему славу русского Рафаэля, хотя икона и
не была в то время полностью расчищена (полностью расчищена в 1918 г.).
Живопись Рублева впитала в себя все лучшее, что
было в древнерусской и
рессией немецких и шведских феодалов посвящены повести об Александре
Невском и псковском князе Довмонте, одержавшем ряд побед над ливон-
скими рыцарями и Литвой.
      С конца XIII - начала XIV вв. намечаются первые признаки преодо-
ления кризиса в культуре. Сначала в Твери, а затем и в Москве восстанав-
ливается каменное строительство, хотя оно по своему качеству еще далеко
уступает выдающимся образцам Владимиро-Суздальской архитектуры.
Так, например, Успенский собор, построенный в 1326 г. в Москве, менее
чем через 150 лет настолько обветшал, что его своды подпирались бревна-
ми, что вынудило Ивана III приступить к постройке нового собора. Все это
говорит о том, что многие приемы строительной техники были утрачены.
      С середины XIV в. начался новый подъем русской культуры, чему во
многом способствовали объединительные тенденции, происходившие в се-
веро-восточной Руси, а также Куликовская битва. В литературе, летописа-
нии, архитектуре, живописи начинают господствовать идеи необходимости
единства Руси, происходит обращение к традициям Древней и Владимиро-
Суздальской Руси. В XIV в. летописи ведутся во всех русских землях: Ря-
зани, Твери, Смоленске, Новгороде, Пскове, Москве.
      Древнейшей дошедшей до нас в оригинале русской летописью явля-
ется Лаврентьевская летопись, написанная в 1377 г. монахом Лаврентием
для нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Начинается она с
«Повести временных лет», рассказывающей о тех временах, когда Русь бы-
ла едина. Лаврентий включает в свое сочинение Владимирскую и Твер-
скую летописи. Идея единства Руси в еще большей мере прослеживается в
дальнейшем в Московском летописании.
      Куликовская победа 1380 г. дала мощный толчок патриотическому
подъему в стране, что отразилось, в частности, в создании ряда значитель-
ных патриотических литературных произведений, посвященных этому со-
бытию. Наиболее известными из них являются «Сказание о Мамаевом по-
боище», «Слово о житии и представлении великого князя Дмитрия Ивано-
вича» и др. Наиболее ярким произведением этого цикла, безусловно, явля-
ется «Задонщина», написанная под сильным влиянием «Слова о полку
Игореве».
      В конце XIV - первой половине XV вв. наивысшего расцвета достига-
ет русская средневековая живопись, прежде всего в творчестве Феофана
Грека и Андрея Рублева. Именно Андрей Рублев поднял русское изобрази-
тельное искусство на небывалую высоту. Его знаменитая икона «Троица»
позднее, в конце XIX в., создала ему славу русского Рафаэля, хотя икона и
не была в то время полностью расчищена (полностью расчищена в 1918 г.).
Живопись Рублева впитала в себя все лучшее, что было в древнерусской и


                                   46