Летописная хронология и генеалогия древнерусских князей. Есиков С.А. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

женка Северного Кавказа. Но был ли Владимир его отцом? Дело в том, что Мстислав пришел на Русь из Тмуторокани, киев-
ляне упорно не желали видеть его своим князем. По мнению С.Э. Цветкова, его отцом был скорее всего брат Владимира
Сфенг, у которого Мстислав и наследовал тмутороканский стол в 1016 или 1017 годах. Таким образом, Мстислав, по всей
видимости, был не сыном, а племянником Владимира.
Имя жены Мстислава Анастасии известно по Любечскому синодику. Сын Мстислава Евстафий умер в 1033 году, оче-
видно, молодым. В поздних родословных легендах сохранилось предание, что дочь Мстислава была выдана замуж за одного
из сыновей Редеди, получившего при крещении имя Роман. От этого брака произошли русские дворянские роды Сорокоумо-
вых-Глебовых, Лопухиных, Ушаковых и др.
Происхождению Святополка древнерусские книжники уделили повышенное внимание, но это лишь способствовало на-
громождению противоречий. В известном «Сказании о Борисе и Глебе» утверждается, что, во-первых, матерью Святополка
была расстриженная гречанка-черница и, во-вторых, что Владимир не был родным отцом Святополка. Цель этих разысканий
понятнаубедить читателя в прирожденном «окаянстве» убийцы своих святых братьев-мучеников.
Поздняя письменная фиксация, тенденциозность, смещение акцентов, разнобой в важных и второстепенных сведениях,
а также внутренние неувязкивсе эти особенности сюжета о рождении Святополка делают его типичным образцом литера-
турного мифотворчества. В действительности русские писатели конца ХI – начала ХII веков уже не располагали достовер-
ными сведениями о рождении Святополка.
Что же касается происхождения Святополка «от двою отцю», то, к сожалению, эта литературная сплетня вовсю гуляет
по страницам исторических трудов, побуждая даже некоторых ученых изменять отчество Святополка с «Владимирович» на
«Ярополкович». Эта скандальная тема не получила развития даже в тех произведениях, которые и дали ход навету, ибо и
«Сказание о Борисе и Глебе», и «Повесть временных лет», бросив тень на обстоятельства рождения князя, далее продолжают
рассказ без всякого сомнения относительно принадлежности Святополка к Владимировичам. Сам он величает Владимира
отцом; Борис не хочет выступать против Святополка именно потому, что чтит в нем старшего брата и т.д.
Данные наблюдения приобретают еще большую значимость в свете некоторых особенностей счета родства в княжеской
семье. Когда умирал отец, то его место в роду занимал старший сын, становившийся «отцом» для своих младших братьев;
сыновья такого старшего брата становились для своих дядей (младших братьев отца) из племянников«братьями», хотя и
младшими. Отсюда понятно, что, будь Святополк действительно сыном Ярополка (который играл роль «отца» по отноше-
нию к Владимиру), то он по междукняжескому родовому счету приходился бы Владимиру – «братом», а Владимировичам
«дядей». Если же предположить, что усыновленный Владимиром Святополк признал своего дядю «в отца место», превра-
тившись из «дяди» в «брата» Владимировичей, то все равно он не мог бы называться их «братом старейшим», так как линия
родового старшинства продолжалась бы тогда через детей Владимира, старшим из которых на момент смерти князя был
Ярослав.
Подчеркнем и еще одно обстоятельство: и «Сказание…», и Ипатьевская летопись на момент вокняжения Святополка
подтверждают его довольно молодой возраст (князь был юн), чего никак нельзя было сказать о тридцатипятилетнем-
тридцатисемилетнем мужчине, если его отцом был бы Ярополк.
Далее. В доказательство подпорченной генеалогии Святополка приводят два отрывка из хроники Титмара Мерзебург-
ского, где упоминаются «мачеха» и «девять сестер» Ярослава, но без добавления имени Святополка. Болеслав, захвативший
в плен жену, мачеху и сестер Ярослава, предлагает последнему обменять их на свою дочь (жену Святополка). При этом Свя-
тополк находится в Киеве. На этом основании делается вывод о том, что сестры могли и не быть одновременно сестрами
Святополка, а значит, Святополк мог быть сыном Ярополка [11, с. 182]. Однако, все это заключение Титмара, но не Свято-
полка. Титмар же во всех других случаях описывает положение Святополка в княжеской семье с предельной ясностью, на-
зывая его два раза сыном Владимира и один разбратом Ярослава.
Известно также, что Святополк был женат на дочери польского князя Болеслава I Храброго (967 – 1025 годы) [правил с
992 года], имя которой неизвестно. Этот брак был заключен приблизительно в 1013 году, хотя существуют и иные точки
зрения, относящие это событие на 10 лет раньше.
Сегодня есть все основания утверждать, что летописно-житийная история злодейств Святополка Окаянного едва ли за-
служивает того авторитета, которым она долгое время была окружена в отечественной историографиислишком много в
ней несообразностей и внутренних противоречий. Цветков С.Э. указывает наиболее слабые места всех этих построений.
Во-первых, действие разворачивается в условиях полнейшего пространственно-географического и временного произво-
ла.
Во-вторых, это немотивированность действий главных героев летописной повести о Борисе и Глебе или несоответствие
мотивации их поступков историческим реалиям начала ХI века.
В-третьих, следует отметить откровенную литературность отдельных эпизодов и положений, причем литературность
эта невысокого качества, так как многие линии повествования намечены вскользь или обрываются внезапно, без дальнейшей
проработки.
В-четвертых, в летописной повести о Борисе и Глебе, как и в «Сказании…», содержится целый пласт известий, удиви-
тельно совпадающих с летописными сообщениями о деятельности другого Святополка, сына киевского князя Изяслава Яро-
славича.
Современники, включая и ученое киевское монашество, не особенно жаловали князя Святополка Изяславича (1050 –
1113 годы), внука Ярослава Мудрого. Он был нарушителем Любечского совещания 1097 года, одним из виновников ослеп-
ления князя Василька Теребовльскогозлодеяния, дотоле не слыханного между членами княжеского дома. В период его
киевского княжения (1093 – 1113 годы) вышгородская церковь, где были похоронены Борис и Глеб, пребывала в забвении. У
этого Святополка и его окаянного тезки обнаруживаются общие биографические черты: княжение в Турове, война с против-
ником по имени Ярослав (в 1101 году он воевал со своим племянником Ярославом Ярополковичем) и даже происхождение
от незаконного брака (его отец Изяслав Ярославич был женат единственным браком на Гертруде, дочери польского короля