Летописная хронология и генеалогия древнерусских князей. Есиков С.А. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Черноморские русы на этот раз не оказали поддержки князю, но последнему удалось убедить печенегов принять уча-
стие в походе.
В 943 году был совершен поход русов на Каспий, во время которого был взят Бердаастолица Кавказской Албании.
Город был разграблен, русы хозяйничали там до лета следующего 944 года. Но затем из-за начавшихся болезней и действий
прибывшего наместника были вынуждены оставить город, забрав с собой все награбленное.
Поход на Константинополь 944 года до военных действий не дошел; был заключен договор. Оценивают его по-разному:
Игорь добился от Византии всего, чего он желал (С.Э. Цветков); по мнению же А.С. Королева, договор составлен не в пользу
Руси, в сравнении с договором 911 года права греков были уравнены с правами руссов. Есть и такие, кто считает, что поход
Игоря 944 годавыдумка летописца.
Неудачный поход на греков подорвал авторитет Игоря в глазах русских князей. Однако Игорь мог еще оправдаться тем,
что все, кто не вернулись с ним на Русь после неудачного сражения у Иерона, погибли там или в последующих боях с грека-
ми. Брошенное им войско продолжило борьбу, и в 945–946 годах остатки его с богатой добычей, захваченной в результате
разорения Малой Азии и Бердаа, вернулись на Русь. Вполне возможно, что во главе этого войска стоял Свенельд. На Руси
появилась серьезная вооруженная сила, еще более усилившая оппозицию Игорю среди князей. Теперь Игорь полностью себя
скомпрометировал. К оппозиции присоединилась и Ольгаодна из жен Игоря, точнее, бывшая жена. Не исключено, что она,
при поддержке Свенельда, позднее ставшего ее помощником, и русских князей, совершила переворот в Киеве. Чтобы сохра-
нить лицо хотя бы в глазах своей дружины, Игорь предпринял грабительский поход на древлян, но последние восстали и
убили князя. Оказавшись во главе союза, Ольга все свои силы направила на восстановление пошатнувшегося единства Руси.
Движение древлян было жестоко подавлено. Ряд исследователей настаивает, что Игорь был убит в Крыму готами-
тервингами.
Хотя Игоря убили древляне, а приложили к этому руку Свенельд и Ольга, причиной кризиса, погубившего Игоря, стал
его конфликт с русскими князьями, возникший из-за поражения, которое потерпели в 941 году русы от греков. Историю
убийства Игоря можно рассматривать как историю борьбы группировок вокруг киевского стола, завершившуюся гибелью
неугодного всем князя.
Ряд исследователей считают, что Ольга заняла киевский стол как княгиня, а не как воспитательница сына. Какой бы го-
род не занимал Святослав, ясно, что не он, а Ольга сидела в Киеве. Святослав был в положении одного из союзных князей.
Низкий статус «людей Святослава» и, следовательно, самого князя, отсутствие его послов на приеме 18 октября 957 года
является еще одним доказательством того, что Ольга была не регентшей, а полновластной правительницей Киева.
По размаху своей просветительской деятельности Ольга не уступала своему внуку Владимиру Святому. Она не была
«тайной» христианкой, а напротив, проводила активную политику христианизации Руси. Да и чего ей было «таиться», если
ее стремление к сближению Руси с христианскими странами поддерживали князья, входившие в союз. Не случайно во время
визита Ольги в Царьград в 957 году ее сопровождали послы от 22 князей, оставшихся на Руси, что свидетельствует об одоб-
рении ими действий главы союза. Кроме того, Ольга познакомилась с христианством до посещения Константинополя и, как
видно, независимо от него, что очень раздражало греков.
За крещением Ольги стояло стремление овладеть частью территории, принадлежавшей ранее Великой Моравии. Из-
вестны факты распространения в Х веке влияния Киевской Руси на территории, ранее принадлежавшие Великой Моравии [5,
с. 180].
Проблема моравского наследства несомненно должна была вызвать интерес у русских князей. Это была именно та за-
дача, ради решения которой Ольга могла активизировать контакты Руси с христианскими странами Европы. Ради достиже-
ния такой цели русские князья-язычники могли поддержать и христианские увлечения Ольги.
По поводу рождения Святослава. Так, В.Н. Татищев предлагал в качестве даты рождения Святослава 920 год. Впрочем
ему же были известны и друге даты рождения князя – 942 и 940 годы. Новосильцев А.П. и Рапов О.М. признавали факт
рождения Святослава в 920 году. Позднее Рапов видоизменил свою точку зрения. Он указал иную дату – 927 год. При этом
допускал существования у Игоря двух сыновей, первыйСвятославродился в 920 году и вскоре умер, второйполково-
децв 927 году. Многие исследователи относят рождение Святослава к более позднему времени. Так, А.Ю. Карпов считает,
что это произошло в начале 940-х годов, а А.Л. Никитин отмечает, что о Святославе с достоверностью можно сказать, что,
вероятнее всего, он родился в конце лета 941 года, потерял отца осенью 943 года, был откровенным разбойником и пиратом,
вел разбойничьи войны в Подунавье в 969 – 971 годах и погиб в конце лета 971 года, оставив по себе, как видно, неурядицы
в государстве и запутанные отношения с византийцами. По мнению же А.Ю. Карпова, гибель Святослава относится к весне
972 года.
Святослав, ненадолго овладев Киевом в конце 960-х годов, разрушил союз князей, а вместе с ним и единство Руси. Его
расправа над христианами, во время которой он убил своего брата-христианина Улеба, ослабила его же позиции в Киеве.
Кроме того, за время походов на Восток и Балканы Святослав, скорее всего, потерял контроль над многими городами, а
смерть Ольги еще более ослабила связь Севера и Юга.
Из вышесказанного становится понятным, почему Святослав заключил договор с греками в одиночестве. Дело не в том,
что к 971 году, кроме Святослава, не было уже русских князей. Напротив, князья на Руси были. Просто сам Святослав ока-
зался вне Руси, балканское воинство русов распалось, и если кто-то из его вождей, кроме Святослава и Свенельда, уцелел, то
он не хотел иметь ничего общего с неудачником Святославом. По существу договор 971 года Святослав заключил от себя
лично и от тех дружинников-русов (язычников и христиан), которые его еще поддерживали.
Несколько слов о Свенельде. Видимо, для него киевские князья вообще не были объектами поклонения. В 40-х годах Х
века он был причастен к гибели Игоря, а после смерти Святослава, в 70-х годах Х века, – к гибели Олега Святославича. Ме-
нее понятно поведение Ярополка Святославича. Если Свенельд бежал с поля боя, бросив тело Святослава на поругание, то
Ярополк ни в коем случае не должен был брать его к себе на службу. Если Свенельд увел у Святослава большую часть ар-
мии, оставив последнего голодать в Белобережье, то Ярополк, при первой возможности, как хороший сын должен был схва-