Основы этики. Есикова М.М. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

В политических произведениях он развивает идею естественного права, утверждая равенство и свободу. Закон природы,
по Локку, в том, что ни один из людей «не должен наносить ущерб жизни, свободе и собственности другого». Государство
должно обеспечивать гражданские интересы людей, к которым Локк относит жизнь, свободу, здоровье и владение внешними
благами.
На первое место Локк ставит нравственное воспитание. Раз нет врожденных моральных принципов, цель всего
воспитаниядобродетель и мудрость.
Этика Д. Юма. Теория сенсуализма достигла своего наивысшего развития у Дэвида Юма (1711 – 1776). Он считал, что
не разум, а моральные чувства (особенно противостоящая эгоизму способность к проявлению симпатии и альтруизму)
должны лежать в основе нравственности. Именно они мотивируют практические действия человека.
Источником нравственного чувства оказываются два принципа: полезность (эгоистическое стремление) и симпатия
(альтруистическое стремление). Симпатия порождает нравственное чувство, проявляющееся во всех искусственных
добродетелях. Искусственными (социальными) добродетелями Юм называет те, которые являются результатом воспитания
и жизни в обществе, главной из которых он считает справедливость.
Личный интерес как социально преобразованный эгоизмпервичный мотив установления справедливости, а симпатия
является источником нравственного одобрения. В результате именно социальные и всеобщие принципы морали
оказываются определяющими, подавляя частные и эгоистические аффекты.
Утилитаризм. Как этическое учение утилитаризм был развит в работах И. Бентама, Дж. С. Милля и Г. Сиджвика.
Иеремия Бентам (1748 – 1832) утверждал всеобщий и фундаментальный характер человеческого эгоизма. Человек, по его
мнению, – это существо, которое всегда стремится к удовольствиям и избегает страданий. Принцип пользы является
всеобъемлющим. Он действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной, и поэтому оказывается
исходным принципом всякого законодательства. Свою концепцию Бентам назвал «деонтологией» (наукой о должном), и полагал, что
она лежит в основе морали и права. Итогом деонтологии является «максимизация счастья», т.е. «наибольшее счастье наибольшего
числа людей». Под этим Бентам понимал совокупное благо сообщества.
Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) считал, что свободу произвола необходимо ограничивать законами, не
допускающими причинения вреда другим. Поэтому справедливость он понимал как род нравственных правил, имеющих
наибольшую обязательность. Самые яркие проявления несправедливостинасилие над человеком и отнятие того, что по
праву принадлежит человеку. Справедливостью называются такие социальные полезности, которые превосходят все
остальные своей важностью. Таким образом, связав полезность, справедливость и правила, Милль дает определение
нравственности. Нравственностьэто правила для руководства человеку в его поступках, соблюдение которых доставляет
всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и наиболее богатое наслаждениями.
Генри Сиджвик (1838 – 1900) был последним представителем утилитаризма в XIX в. Он считал, что «все идеальные
виды добра» дают человеку ощущение удовлетворения и одобряются здравым смыслом в той степени, в какой вызывают
удовольствие. Соотношение разумного эгоизма и разумной доброжелательности Сиджвик назвал самой глубокой проблемой
этики.
Прагматизм. Основателями американского прагматизма являлись Чарльз Пирс (1839 – 1914), Уильям Джеймс (1842 –
1910) и Ричард Рорти (1931) (основатель неопрагматизма). В XX в. в трудах Джона Дьюи (1859 – 1952) прагматизм был
представлен в форме инструментализма.
Прагматизмэто, по сути, не что иное, как английский утилитаризм, перенесенный на американскую почву с акцентом
на практическом успехе и свободе действий.
Прагматизм отрицает теоретический аспект морали и сводит ее к рассмотрению утилитарных жизненных проблем.
Согласно прагматистам, то или иное представление следует считать истинным до тех пор, пока вера в него полезна для
нашей жизни. Морально все, что обеспечивает жизненный успех. Моральные представленияэто инструменты нашей
успешной практической жизни. Всякая констатация общечеловеческих ценностей бессмысленна. Практика жизни
свидетельствует о том, что актуальные предпочтения людей обычно имеют не общечеловеческий, а индивидуальный или
групповой характер. Человек должен руководствоваться принципом наличной моральной ситуации и поступать, исходя из
настоящего и самого ближайшего будущего.
Англосаксонская этика XX в. Благодаря Джорджу Эдварду Муру (1873 – 1958) в Англии неопозитивизм произвел
переворот в этике. Его концепция заложила основы методологии, которая определила возникновение метаэтики,
исследующей не поступки людей, их поведение, нормы и оценки, а логику и язык морали. Он предложил заменить
традиционную этику анализом этических высказываний.
Недостатком всей этики Мур считал то, что вместо выяснения сущности понятия «добра» – фундаментального для
этикионо смешивается со свойствами конкретных вещей или явлений. Сам Мур утверждал неопределимость понятие
«добра» именно потому, что это простое, неразложимое понятие, постигаемое интуитивно.
Анализ моральных высказываний привел некоторых философов к выводу, что они не могут быть признаны ни
истинными, ни ложными. Эмотивисты (Альфред Джулс Айер (1910 – 1989) и др.) предложили признать за ними
исключительно эмоциональное значение. Моральные высказывания столь же произвольны, как и эмоции.
Продолжая критику традиционной этики, Айер, опираясь на принцип верификации (проверка с точки зрения
истинности суждений факта и суждений ценности), отрицал возможность теоретической этики и подчеркивал политическую
направленность нормативной этики.
Вопреки эмотивистам универсальные прескриптивисты (Ричард Хэар (1919) и др.) настаивают на наличии
универсальных прескрипций (предписаний), определяющих необходимые правила поведения для всех людей, находящихся
в одной и той же ситуации.
2.4. Западно-европейская этика: от М. Монтеня до А. Швейцера
Этика М. Монтеня. Виднейшим французским гуманистом был Мишель Монтень (1533 – 1592). Его этикаэто
вариант стоицизма своего времени. Человек у Монтенячастица вечной и изменчивой реальности. Поэтому задача человека
жить в соответствии с естественными законами природы. Высокая нравственность должна строиться на разуме с опорой на
законы природы. Также человеку важно познать самого себя, особенно свои недостатки; самокритичностьодно из
важнейших человеческих качеств.