Основы этики. Есикова М.М. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Основой мира Шопенгауэр провозгласил не идею и разум, а слепую волю. Произвола слепой воли способен избежать лишь
творческий гений или аскет. Достичь этого можно лишь попиранием воли, т.е. уничтожением жизни, к чему и движется
человечество. Все поступки, мотивированные желанием личного блага Шопенгауэр расценивает как эгоистические и
безнравственные.
Основанием этики он считает чувство сострадания как результат неосознаваемого единства людей, порожденных
мировой волей. Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай
каждому по мере сил).
При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не
избавить от него, ибо страдание бесконечно. Покончить со страданием можно лишь отказом от жизни. Через преодоление воли к
жизни человек приходит к вечной добродетели.
Этика Ф. Ницше. Фридрих Ницше (1844 – 1900) – ученик Шопенгауэравыступил с критикой своего учителя,
противопоставив пессимизму оптимизм на основе морального нигилизма.
Ницше отрицает сострадание. В центр внимания своей этики он ставит вопросы «переоценки ценностей», «иерархии
страстей» и «воли к власти», подразумевая под этим отказ от христианской морали как морали рабов со всеми ее
отрицательными чертами. Он проповедует пришествие «сверхчеловека», свободного от фальши, характерной для морали
современного человека.
Главная идея учения Ницшесильному мораль не нужна. Он должен быть вне морали, вне всяких ценностей, «по ту
сторону добра и зла». Главной ценностью становится воля к власти. Такой человек без сожаления готов расправиться с
рабами, жаждущими получить свои права.
В целом мораль Ницше противоречива. С одной стороны, он выступает против ханженства, лицемерия, фальши в
человеческих отношениях. Подлинная нравственность, по его мнению, основывается на искренности, открытости, желании
помочь.
С другой стороны, называя себя «антихристианином», Ницше утверждает, что «Бог умер», а отказ от христианской
морали подводит его к мысли о вседозволенности. Его антигуманные призывы, обращение к «сверхчеловеку» позднее были
взяты на вооружение расизмом и фашизмом, которые находятся за пределами моральных норм.
Марксистская этика. По мнению Карла Маркса (1818 – 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895), нравственность
есть специфическое отражение общественных отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Таким образом,
источник нравственности находится в социальной сфере и определяется ею. Абсолютных нравственных норм и
представлений не существует, каждому конкретному уровню развития общества соответствует уровень развития морали.
Маркс и Энгельс выделяли несколько таких уровней (общественно-экономических формаций) в истории человечества:
первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Каждому из них
соответствует и свой тип нравственности. Например, особенности производства материальных благ в рабовладельческой
формации (использование рабского труда) обусловили специфику рабовладельческой морали.
Истинная мораль, с точки зрения Маркса и Энгельса, должна быть нацелена не на пассивное осуждение
несовершенного состояния действительности, а на активное участие в ее революционном преобразовании. Поэтому
предлагаемая марксизмом целькоммунизм обосновывается как реальная задача, для осуществления которой
разрабатывается соответствующая стратегия политической борьбы, революции и ведущей роли пролетариата. А устранение
моральных противоречий связывается с решением в первую очередь социальных проблем, и нравственное
совершенствование человека зависит от справедливого общественного устройства и экономического процветания.
Западно-европейская этика в XX в. Тенденции, сложившиеся в этике в конце XIX в., развиваются и в XX в.
Продолжается развитие научно-рационалистических направлений в этике (прагматизм, позитивизм), берущих начало от
немецкой классической философии, возникают новые системы иррационалистической этики: психоанализ, экзистенциализм,
персонализм и др. Совершенствуются с учетом прогресса в науке и технике уже существующие религиозно-этические
направления: неопротестантизм, неотомизм.
Этика психоанализа. Основателем психоанализа стал Зигмунд Фрейд (1856 – 1939). Он утверждал, что в структуре
моральной личности основное место занимает бессознательное Оно (Ид), которое сводится к совокупности сексуальных
импульсов (либидо) и определяет рациональные, осознанные компоненты личностиЯ (Эго). Третий уровень в структуре
личностиСверх-Я (Супер-Эго), которое представляет собой совокупность принятых в обществе культурных стереотипов,
моральных, религиозных и других запретов, подавляющих и ограничивающих свободное выражение бессознательного. Под их
влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную энергию в санкционированные обществом виды деятельности
искусство, творчество, науку, спорт, производство (так называемую «сублимация»).
Представители неофрейдизма (Э. Фромм, К.Г. Юнг, В. Райх и др.) частично отошли от узкого истолкования
нравственных отношений в духе «сублемированной» сексуальности. Они вводит понятие «коллективного
бессознательного», обусловленного социальными факторами. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) дает определение «архетипа» –
совокупности глубинных психических образов, выражающих такого рода культурные и нравственные тенденции.
Эрих Фромм (1900 – 1980) считал, что «коллективное бессознательное» можно свести к двум фундаментальным
установкам: «биофилической», направленной на самореализацию, стремление «быть», и «некрофилической», стремящейся
«иметь», присваивать окружающую реальность, а значит, разрушать ее и саморазрушаться. Эти тенденции в разные периоды
человеческой истории попеременно занимают в культуре лидирующее положение, либо существуют в каком-либо
сочетании. Они налагают свой отпечаток на моральную структуру личности, определяют господствующие в обществе
нравственные отношения.
Этика экзистенциализма. Экзистенциализм углубился в проблему сущности и существования человека. Карл Ясперс
(1883 – 1969), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), Жан Поль Сартр (1905 – 1980, Альбер Камю (1913 – 1960) и др. определяли
нравственность как отражение неподлинного бытия, средство общественного манипулирования личностью. В подобном
бытии человек теряет свою сущность, становясь таким, как другие. Поэтому в целом оно враждебно человеку.
У Камю окружающий мирэто мир абсурда, с которым человек находится в постоянном конфликте. Он предлагает
человеку преодолеть через отношение к Богу пограничные ситуации, т.е. неподлинное существование, и быть абсолютно
свободным.