ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Сартр утверждает, что право человека на свободу и счастье – выше всех моральных прав. В своих правах на счастье он
может распоряжаться своей судьбой, в том числе и правом на смерть. В своем внутреннем мире мы не зависим ни от
общества, ни от других людей. В то же время абсолютная свобода человека означает и его абсолютную ответственность за
все, совершающееся в мире.
Религиозно-этические учения XX в. Особенностью современных религиозно-этических концепций является
стремление к переходу от жесткой конфронтации с наукой и светской этической мыслью к диалогу и утверждению
возможности согласования религии и науки. Однако принципиальные положения религиозно-этических концепций остаются
неизменными.
Среди религиозных направлений в этике следует отметить неотомизм (Ж. Маритен (1882 – 1973), Э. Жильсон (1884 –
1978), Ю. Бохеньский (1902 – 1995), папа Римский Иоанн Павел II (1920 – 2005) и др.) как официальное учение католической
церкви. Его представители ставят перед собой задачу переосмыслить с учетом новейших тенденций наследие Фомы
Аквинского. Этика неотомизма исходит из того, что источником морали является божественный разум, который вечен и
определяет моральные требования к человеку. Человек лишь подобен Богу, его бытие отличается неполнотой, сопряжено со
злом, поэтому подлинное блаженство на этом свете невозможно. Главной причиной всех бед является отступление от норм
религиозной морали. Счастье человека состоит в подчинении «божественному закону», который только и может определить
путь к вечному блаженству на том свете.
Теологическое обоснование нравственности представлено также в неопротестантизме (К. Барт (1886 – 1968), Р. Нибур
(1892 – 1971), П. Тиллих (1886 – 1965) и др.), представители которого последовательно развивают учения Лютера и
Кальвина. По их мнению, человек по природе своей греховен и порочен, а потому не способен осуществлять заповеди
Христа в реальной жизни. Нравственность как божественное предначертание находится в сфере «отношения человека к
Богу», что и составляет его подлинное бытие. Нравственность – это обращение и любовь к Богу, всепрощение и
справедливость, тогда как мирская мораль – это утилитарные расчеты и материальные эгоистические интересы.
Этика гуманизма. В XX в. с наибольшей полнотой суть гуманизма сформулировал Альберт Швейцер (1875 – 1965). Он
считал, что этика является «душой культуры» и выступает основным средством возможного преодоления духовного кризиса в
условиях техногенной цивилизации. Деградацию современного общества Швейцер связывает с оторванностью культуры от ее
этического основания, излишней материальной озабоченностью.
Первоначалом человеческого бытия выступает, по мнению Швейцера, универсальное желание жить, утверждающее: «Я жизнь,
которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить». Отсюда вытекает главный этический принцип – «благоговение перед
жизнью». Он же выступает в качестве критерия различения добра и зла: все, что сохраняет, возвышает жизнь, есть добро; все, что
наносит ей ущерб – зло.
На протяжении всей своей жизни А. Швейцер показывал пример гуманизма на практике: лечил бедных в Африке,
выступал против применения атомного оружия, был противником фашизма, расизма и других форм
человеконенавистнической идеологии.
2.5. Русская этика: от Ф.М. Достоевского до Н.О. Лосского
Самобытная этическая мысль складывается в России с XIX в. на основе плодотворного контакта между философией и
православием. Наибольший вклад в ее развитие внесли В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, П.А. Флоренский,
С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев и др. Также оказали огромное воздействие на мировую философско-этическую мысль
этические взгляды великих писателей-философов Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
Этика Ф.М. Достоевского. Центральные темы творчества Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881) –
проблемы Бога и мира, действительной сущности человека, Бога и наличия зла.
По его мнению, добро и зло – это не естественные явления, заложенные в природе человека, а явления духовного порядка,
возникающие из человеческой свободы. Достоевский развенчивает миф о человеке как о существе разумном, показывая, что им
руководит не только сознание, но и стихийные, иррациональные силы.
В связи с этим много места в творчестве писателя уделено человеческому эгоизму, аморализму, драме борьбы добра и
зла в человеческом сердце. В то же время Достоевский видит и ценит светлое, «божественное» начало в человеке, которое
глубоко укоренено в каждой личности.
Анализируя проблему человеческой свободы, Достоевский приходит к выводу, что беспредельная свобода делает
человека рабом гордыни и беса властолюбия и приводит личность к саморазрушению.
Причину кризиса европейской культуры писатель видел в «безбожном гуманизме» – гуманизме, свободном от высших
ценностей. Поэтому он ратует за «христианский гуманизм», который утверждает абсолютную ценность человеческой
личности как образа и подобия Божьего. Без Бога человек прожить не может.
Этика Л.Н. Толстого. Темами творчества Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910) были: сущность и смысл жизни, ее
обусловленность природой и общественной средой, единство божественного и человеческого.
По мнению Толстого, драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и
присущей человеку жаждой бессмертия. Все это кристаллизуется в вопросе о смысле жизни, который всегда приводит к
понятию Бога. А любовь к Богу проявляется через правильное отношение, любовь к другим людям и к самому себе.
Правильное отношение к другим людям определяется тем, что надо любить всех людей, независимо от различий между
ними. Правильное отношение к себе Толстой определял как заботу о спасении души, следование по пути нравственного
самосовершенствования.
Среди христианских заповедей как основы жизни он особенно выделял непротивление злу насилием. Запрет на насилие
являлся у него абсолютным, так как насилие не может быть благом никогда ни при каких обстоятельствах.
Этика В.С. Соловьева. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – религиозно-философский мыслитель. Он явился
основателем философии «всеединства», где осуществил синтез религии, философии и науки, который имел ярко
выраженную этическую цель: раскрыть «полноту жизни» в единстве веры, мышления, опыта.
Соловьев верил в прогресс добра в человеческой истории. Источник зла – в эгоизме, разъединяющей силе Хаоса,
противоположной силе любви. При этом он выделяет три главных нравственных качества в человеке: стыд, жалость,
благоговение. Стыд отражает отношение человека к низшему, к своим естественным влечениям. В чувстве жалости
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »