ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что моральное добро в конечном счете
вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;
– в образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому должно
определять жизнь верующего;
– формулируют важнейшие нравственные требования к человеку;
– через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;
– определяют перечень основных положительных и отрицательных качеств личности – добродетелей и пороков, –
разрабатывают аскетическую практику обретения первых и искоренения последних.
Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует
духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.
Продуктом взаимодействия религии и морали являются религиозные нравственные системы, исторически возникающие
в каждом культурном организме. Каждая религия с общечеловеческой точки зрения является самоценной, как всякий народ
и язык. При их рассмотрении мы ограничимся только теми, которые приобрели наибольшее число приверженцев и оказали
наибольшее влияние на моральное развитие человечества.
3.2. Нравственное содержание буддизма
В Древней Индии этика не существовала в отрыве от религии. Корнем индийской культуры является ведизм – религия
Вед. Из этой религии в середине I тыс. до н.э. возникли две важнейшие религиозно-нравственные системы: брахманизм и
буддизм.
Религия буддизма возникла как идейный протест против варнового (варна – замкнутая кастовая группировка)
устройства общества, увековечивающего исходное неравенство людей. Для буддиста люди отличаются по степени
совершенства, а не по отношению к варнам.
Буддийская этика вырастает из осознания негативных сторон человеческой жизни. По преданию, переворот в
мировоззрении принца Сиддхартхи Гаутамы, первого Будды и основателя буддизма, произошел благодаря четырем
встречам: с похоронной процессией, прокаженным, стариком и аскетом. Три первые встречи открыли принцу глаза на зло,
существующее в мире. Многообразные проявления этого зла буддизм обобщает в понятие «духкха» («страдание»).
Своеобразие этой религиозно-этической системы заключается в утверждении о том, что жизнь не отделима от страдания, что
между ними существует прямо пропорциональная зависимость: чем интенсивнее жизнь, тем выше уровень страдания
(«жить – значит страдать»).
Отождествление жизни и страдания основано на центральной буддийской идее о карме как всеобщей причинно-
следственной зависимости. Из нее вытекает, что все живые существа обрекают себя на страдания и гибель собственной
совокупной активностью. Целью буддиста является спасение – переход из сансары (бесконечной череды рождений) в нирвану –
состояние, в котором он перестает быть не только человеческим, но и всяким другим живым существом. На образном уровне
сансара – это огонь, перекидывающийся с одного объекта на другой, а нирвана – полное угасание огня. На понятийном
уровне нирвана – это состояние живого существа, в котором прекращается деятельность, вызывающая изменения в других
существах, что означает вместе с тем прекращение страдания.
Цепями, привязывающими человека к «колесу сансары» являются страсти – субъективные переживания негативного
или позитивного характера: страх, страстное влечение, надежда, разочарование и т.п. Освободиться от этих цепей можно
только коренной перестройкой собственного сознания. Практическое содержание буддизма направлено на преодоление
человеческого в человеке через устранение привязанностей.
Буддийская этика выдвигает на передний план не пользу, не удовольствие и не счастье, а свободу. Она устанавливает
серию последовательных отказов. Обрывая одну за другой эгоистические привязанности, буддист становится более
совершенным.
Со временем буддизм разделился на два течения: Хинаяну и Махаяну. Более радикальная Хинаяна («малая колесница»)
сохранила склонность к эзотеричности и буквально означает «узкий путь спасения» – йогическую аскезу. Всего комплекса
совершенств и нирваны может достичь далеко не каждый человек, а только образованный монах, сумевший порвать все
связи с варной и семьей, отказаться от собственности. Он называется архатом.
Более умеренная Махаяна («большая колесница») допускает «широкий путь спасения»: аскетическое сосредоточение,
обретение мудрости и взращивание добродетелей. Третий из этих путей – «шила» – доступен даже для представителей
низшей варны, которые не могут получить образование. Тот, кто достиг абсолютного совершенства, в Махаяне называется
бодхисаттвой.
После IX в., когда буддизм был вытеснен из Индии, он приобрел статус мировой религии. Хинаяна распространилась в
Шри Ланке и странах Юго-Восточной Азии: Кампучии, Мьянме, Лаосе и др. Махаяна через Китай проникла в Монголию,
Корею и т.д. На основе Махаяны сложился тибетский ламаизм, который исповедуется коренным населением трех республик
Российской Федерации: Калмыкии, Бурятии и Тывы.
3.3. Этика конфуцианства
В Древнем Китае этика начинается с первого «цзяо» – религиозно-философского учения. Его основоположником стал
Кун Фуцзы, живший около 551 – 479 гг. до н.э. В Европе его называли Конфуцием, а учение – конфуцианством. Сословие
«жу», к которому принадлежал Конфуций, состояло из знатоков ритуала, календаря и исторических преданий.
Образованный человек в Китае того времени должен был владеть шестью искусствами: ритуалом, музыкой, стрельбой из
лука, управлением колесницей, чтением и счетом. Нравственная культура связывалась преимущественно с первым, отчасти
со вторым искусством.
В основу своей этики конфуцианство положило идею иерархического общественного порядка, соответствующего
порядку мироздания. Человек должен занимать в обществе именно то место, которое соответствует его сущности. Люди
низменного душевного склада, неспособные к великим делам, должны находиться на дне общества, людям благородного
склада подобает располагаться наверху.
Главным средством поддержания общественной иерархии выступает ритуал («ли»). Из жертвенной практики этот
термин был перенесен на жизнь в целом и призван регулировать все виды отношений: между людьми и богами-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »