Основы этики. Есикова М.М. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

В целом же заветэто торжество нравственной нормы над магическим ритуалом. По содержанию нравственных
запретов можно предположить, что иудейская мораль того времени была распространением семейных отношений на
еврейский этнос. Категорическому осуждению подвергались те формы поведения, которые разрушают единство семьи и
народа. В основу отношений между соплеменниками кладется уравнивающая справедливость, которая выражается
принципом талиона (от лат. «talio» – «возмездие») – равного воздаяния: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего,
тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24, 19–20). Этот принцип,
очевидно, заимствован из первобытного обычая кровной мести. Новым в иудаизме является его распространение на народ в
целом.
При своей абсолютной ориентации на Бога иудейская мораль предусматривала награды и наказания уже на земле.
Добро вознаграждается длительностью и благополучием жизни, как индивидуальной, так и общенародной; зло карается ее
сокращением, а также болезнями, нищетой, угнетением и рассеянием между другими народами.
Появление 10 заповедей иудаизмасущественный этап в становлении этики. Впервые в мировой истории ритуальные
предписания были заменены нравственными требованиями, и последние выражены в обобщенной форме. Однако иудаизм
трудно считать этикой в полном смысле слова, т.е. нравственной философией. Нравственность толкуется в нем как нечто
навязанное людям извне и поддерживаемое наградами и наказаниями. Любовь к Богу в такой интерпретации трудно
отличить от рабской покорности. Ущербность такого отношения наглядно показало развитие иудаизма после смерти
Моисея. Заповедь любить Бога и ближнего как самого себя уступила место педантичному следованию «букве» закона.
Иудаизм не стал мировой религией, потому что не придавал значения возможности обратить в свою веру другие
народы. Сама идея исключительности завета между Богом и одним народом, идея богоизбранности евреев неприемлема для
других. Иудаизм остался этноцентрической религией, но сыграл огромную роль в становлении мировой религии христианства.
3.5. Христианская этика
Неизмеримое богатство христианских нравственных идей содержится в 27 книгах Нового завета. Наиболее значительны
из них два круга источников: во-первых, так называемые синоптические Евангелия от Иоанна, Матфея, Марка и Луки; во-
вторых, послания апостола Павла. Христианство возникло внутри иудаизмаиз идеи о страдании и унижении как пути к
спасению. Еврейские пророки, предвещавшие, что нарастание горя и бедствий завершится приходом машшиаха
божественного помазанника
с последующим избавлением, подготовили почву для явления ХристаХристос» – это перевод на греческий еврейского
слова «машшиах»).
По своему нравственному содержанию христианство радикально отличалось от иудаизма и всех других религий
универсальностью общечеловеческого содержания. Оно обратилось с Евангелиями (переводится с греч. как «благовесть») к
тем слоям населения, которые для многих других религиозных нравственных систем выступали образцом социально-мо-
ральной деградации.
Христианство решительно отказалось от этноцентризма. Оно начало учить о равенстве всех людей перед Богом, а
значит, и по отношению друг к другу. Универсальность христианства обусловила поворот от ритуальности, сильно
различающейся у разных народов, к собственно нравственному поведению, которое покоится на единых для всех людей
устоях.
Новая религия обратилась к униженным и оскорбленным, отвергнутым и угнетаемым: к тем, кто занимал в иерархии
низшие местак чужакам, рабам и изгоям. Это был коренной переворот в понимании нравственности. Вместо
традиционной мудрости появляется совершенно новая добродетельсмиренномудриесклонность почитать другого
высшим себя.
Проповедь Христа обещала Царство Божие, в котором нет ни рабов, ни господ, но все друг другу братья, а всякое
насилие уступает место справедливости, милосердию и любви.
Сын Божий намного ближе к людям, чем иудейский Яхве. Он воплощает в себе всю полноту и божественной, и
человеческой природы: он всемогущ и премудр, но может испытывать человеческие чувства, т.е. страдать. Он тоже является
сыном и поэтому может быть для людей не только недостижимым идеалом, но и образцом для подражания. Быть
нравственнымзначит слышать Христово слово и подражать ему.
В учении Павла огромное значение приобретает идея о грядущем преображении человека. Душа человека освободится
от греховности, и закон утратит для нее значение, ибо, где закон, там и грех как отступление от него. Закон необходим для
человеческой натуры, которая не может творить добра без принуждения и наказания. Жертвенная смерть Иисуса на кресте и
воскресение стали залогом благодати, которая выше закона. Грех преодолевается не исполнением закона, а любовью, верой
и надеждой.
На этой основе существенно изменился акцент в нравственном отношении человека к человеку. Главным становится не
буквальное соответствие поступка закону, а намерение, мотив, по которому совершается поступок. Преображение человека
происходит за пределами земной жизни, но начинается уже на земле с чувства любви. Любовь знаменует начало Царства
Божия в сердце верующего. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Иоан. 4, 16), –
гласит одно из вероисповедных положений христианства.
Любви подчинены две другие высшие христианские ценности: вера и надежда. Точнее сказать, эти три добродетели
вместе составляют нераздельное единство, ибо надежда и любовь невозможны без веры во Христа, а любовь и вера
неотделимы от надежды. Любовь собирает в себя все содержание нравственности, в том числе то, которое было дано в
Моисеевых заповедях. На ней основаны положительные добродетели христианства, занимающие важное место в системе
нравственности. Эта система поддерживается идеей Нового Заветадоговора между Христом и всем человечеством.
Согласно ему нравственное отношение распространяется на всех людей без исключения: «Вы слышали, что сказано: «люби
ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 43–44), – ибо перед Богом все равны.
Если ветхозаветная этика была этикой талиона, справедливости, понятой как равное воздаяние, то христианство становится
этикой благодати или милости, даруемой каждому человеку.
Негативные добродетели вытекают из христианского понимания отношения человека к миру, к посюсторонней жизни.
Иудаизм провозгласил улучшение земного существования целью человеческих усилий, а нравственностьсредством,