Основы этики. Есикова М.М. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

РАЗДЕЛ II. НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА И ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
4. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ КАК ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
4.1. Моральные ценности человека в основных категориях этики
Традиционная задача этикибыть «практической философией» – реализуется нормативной этикой, которая
«помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (категорий), в обосновании и оценке моральных ценностей, в
установлении их субординации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связи теоретической этики и
практической морали, т.е. служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся
моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики.
Категорияэто основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические
категорииэто основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы
нравственности. Длительная история развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина
теоретических разработоквсе это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата.
Особенностью категорий этики является то, что многие из них являются словами обыденного языка, например,
«добро», «счастье», «свобода» и др. Это происходит потому, что предмет этики непосредственно связан с
жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.
Важным и, по сути, основным понятием этики является категория добра. С ее помощью выражается положительная
нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную
оценку, – понятие зла. Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных
нравственных представлений.
В современной этике добро и злоэто нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от
общественной практики человека. Однако ранее добро и зло воспринимались людьми в качестве реальных сущностей, принимая
вид либо субстанции, либо личности (Бог, дьявол).
К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Идеалэто некий высший образец, конечная цель
нравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для
подражания. Также он может отражать и представления о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве. В этом
случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и
ее оценкой другими людьми, обществом.
Идеалы, являющиеся важными элементами в структуре нравственной деятельности человека, наполняют его жизнь
смыслом. В этом случае каждый конкретный поступок осознан, соотнесен с общими ценностями, т.е. нравственно значимыми
представлениями, встроен в общую линию поведения.
С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать нравственному образцу,
человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку.
История этики дает нам множество различных норм, в частности, знаменитый Декалогдесять заповедей Ветхого завета.
При этом необходимо помнить, что нормане цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным
обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания.
Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а,
следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением.
В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью. Долгэто
нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к
идеалу, моральному закону и к себе. Важной характеристикой долга является его связь с волевыми характеристиками
человека, так как чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности (как внешние,
так и внутренние).
Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически
оценивать и переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совесть. Совестьэто
своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки есть главная
характеристика личности.
Предпочтение человеком одного нравственного стандарта другому фиксируется в понятии выбора. Возможность
выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытиясвободу воли. Категория свободы является
ключевой в этике, так как нравственная реальность обосновывается на способности человека к самостоятельным поступкам.
За свободно совершенное действие он ответственен в полной мере.
Кроме перечисленных выше категорий в этике есть много других общих понятий, таких, как вина, честь, достоинство и
др.
Следует отметить, что каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом
категориальный аппаратреальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая категория
не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.
Итак, сущность любого явления обозначается определенными категориями. Но особое место среди этических категорий
занимают такие нравственные феномены, как Добро, Свобода, Справедливость, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни,
Счастье, Любовь. Их роль в системе морали настолько велика, что они по праву могут быть отнесены к высшим моральным
ценностям, так как от их правильного понимания во многом зависит наша нравственность: наши взгляды, оценки, поступки.
4.2. Добро и Зло
Добро и Злонаиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они
являются этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений.
Традиционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Однако благо
относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо
в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для