ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
необходимым для этой цели. Человек должен выполнять заповеди, чтобы продлились его дни, и чтобы ему было хорошо на
земле. С точки зрения христиан, целью жизни должно быть не земное благополучие, а спасение души для жизни
потусторонней и вечной. Под спасением подразумевается избавление от зла морального – греха, и физического – страданий
и смерти. Земная жизнь рассматривается только как подготовительная ступень к переходу в вечность.
В связи с такой переориентацией особое значение приобрело отношение к самому себе. Праведный человек, как
полагают христиане, ведет непрестанную работу не столько с внешними, сколько с внутренними врагами: соблазнами и
похотями, – в числе которых «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (Иоан. 2, 16). Для того чтобы одолеть
внутреннего врага, нужна готовность к покаянию и душевная стойкость. Это и есть негативные добродетели.
Христианство открыло новые глубинные пласты нравственности. Нагорная проповедь Иисуса не отменяет Декалога
Моисея, но включает его как частный момент в более широкую систему требований. Ветхозаветное «не убий» расширяется
до осуждения враждебности как таковой во всех ее проявлениях: в гневе, оскорблениях, ссорах. Осуждается не только сам
факт прелюбодейства, но даже внутреннее потворство соблазну. Вместо иудейского талиона Христос предписывает «золотое
правило нравственности»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12).
Вся европейская этика была создана на христианском фундаменте и унаследовала важнейшие идеи из Нового завета:
– праведность есть дар Святого Духа,
– она даруется всякому человеку независимо от его социальной и этнической принадлежности,
– она поднимает его с низшего слоя бытия («сего мира») на высший (Царство Божие),
– ее основное содержание составляет любовь к Богу и людям.
3.6. Исламская этика
На арабском востоке под влиянием иудаизма и христианства развивалась исламская этика. Основное ее содержание
отражено в Коране – священной книге мусульман, хадисах – сборниках высказываний и наставлений пророка Мухаммеда –
основателя ислама (570 – 632 гг.), сочинениях арабоязычных философов аль Кинди, аль Фараби, аль Газали, ибн Рушда
и др.
В исламе резко акцентирована идея единобожия, что повлекло за собой определенное изменение нравственного пафоса.
Этот пафос выразился уже в названии религии и тех, кто ее исповедует: «ислам» в переводе с арабского означает
«покорность»; «муслим» (мусульманин) – «тот, кто покоряется». Отношение между Аллахом и людьми основано не на
договоре и не на любви, а на повелении, с одной стороны, и покорности – с другой.
Конечной целью земной жизни мусульманина является внутреннее преображение – «исхан». Достигнув его, человек как
бы рождается заново, становится более совершенным. К этому состоянию ведут вера и нравственность, причем вторая
всецело подчинена первой.
Самыми общими понятиями исламской этики стали понятия «хасан» («хорошее») и «кабих» («дурное»). Различие между
хорошим и дурным определяется на основе указаний, содержащихся в священных текстах. Сакральное слово получено от Аллаха
через посредничество пророка Мухаммеда.
К абсолютно обязательному относится соблюдение так называемых «столпов ислама». В суннизме – одном из двух
основных течений ислама – признается пять столпов. Каждому из них соответствует определенная нравственная
добродетель «фатила»:
1. Символ веры («шахада»), выраженный словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его», порождает
добродетель искренности – «сидк».
2. Молитва («салят»), произносимая ежедневно 5 раз в определенное время суток, дает верующему близость к Богу –
«курба».
3. Обязательная материальная помощь нуждающимся («закят»), строго соответствующая размерам дохода, воспитывает
щедрость – «саха».
4. Соблюдение поста («саум») в месяце рамадан – воздержание от пищи, воды, табака, половых связей в то время суток, пока
можно отличить белую нитку от черной – способствует формированию непорочности – «иффа».
5. Хадж (паломничество в Мекку) – своеобразный символ приближения к недостижимому Аллаху укрепляет в душе
стремление к загробной жизни – «шавк».
Таким образом, основные суннитсткие добродетели определяются степенью готовности выполнять обязательные предписания.
Приверженцы шиизма – второго, более радикального течения в исламе – считают шестым столпом «джихад» (букв. «усердие») –
постоянную борьбу против греха и несправедливости во всех проявлениях.
Однако в целом ислам занимает иную позицию, чем Новый завет Христа, в отношении того, что объявляется злом. К
непререкаемому авторитету священного слова добавляется упование на силу, в том числе, на вооруженное действие против тех, кто
угрожает вере: «Сражайтесь на пути Божием с теми, которые сражаются с вами; но не будьте несправедливы, потому что Бог не
любит несправедливых. Убивайте их, где ни застигните их; изгоняйте их, откуда вас они изгнали: искушение губительнее убийства»
(Коран, 2, 184 – 187). Зло подлежит физическому уничтожению, милость по отношению к нему неуместна.
Отсюда вытекает беспощадное отношение к нарушителям запретов. К запрещенным действиям принадлежат грехи, самыми
большими из которых являются: многобожие, вероотступничество, детоубийство, прелюбодеяние, воровство и пр. Первые четыре
наказываются в мусульманских странах смертной казнью, а посягательство на чужую собственность – отрубанием руки.
Примером рекомендуемых действий считается сверхобязательная благотворительность, нерекомендуемых –
употребление табака. Худшим в разряде нерекомендуемых действий считается развод. Расторжение брака разрешено в
исламе и для мужей, и для жен, но на разных условиях. Если инициатива развода принадлежит мужу, то жена сохраняет за
собой приданое, какое он ей преподнес при заключении брака, и имеет право на полное содержание и даже на продолжение
жизни в доме своего бывшего мужа. Если брак расторгается по инициативе жены (что случается намного реже), она обязана
вернуть мужу стоимость приданого.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем смысл буддийской концепции Четырех Благородных Истин?
2. Как звучат основные социально-этические принципы конфуцианства?
3. Каково нравственное содержание иудаистских Десяти заповедей?
4. Перечислите основные идеи христианской нравственной доктрины.
5. Каковы основные религиозно-нравственные требования к правоверному мусульманину?
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »