Основы этики. Есикова М.М. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

первопредками, живыми и душами покойников, а также людей друг с другом. Ритуал распространяется на пять видов
социальных отношений:
правителя и подданного,
отца и сына,
мужа и жены,
высшего и низшего по положению,
старшего и младшего друга.
Древность ритуала служила гарантией его связи с мировым порядком. Благодаря ритуалу каждый знал свое место и
своим бестактным поведением не оскорблял тех, кто располагался выше него. Осуществление ритуалаэто поддержание
вечности в постоянно изменяющемся жизненном потоке.
В соответствии с пафосом культа предков внутригосударственные отношения выстраиваются по модели
патриархальной семьи. Процветает то государство, которое не распадается на отдельные семьи, преследующие собственные
выгоды, а представляет собой одну большую семью, где четко распределены все роли. Наверное, ни одна культура мира не
стремилась с такой тщательностью определить объем благ, подобающих тому или иному социальному статусу. Здесь точно
устанавливались допустимое количество жен, скота и рабов, высота дома, форма колесницы и лодки, покрой и цвет одежды,
характер пищи и т.д.
Наряду с ритуалом конфуцианство включило в свою религиозно-нравственную систему еще четыре взаимно уравновешивающие
и поддерживающие ценности:
«жэнь» – человечность, человеколюбие;
«чжун» – преданность, верность старшим по положению;
«и» – должную справедливость;
«сяо» – сыновнюю почтительность.
Высшей ценностью конфуцианской нравственности выступает «жэнь». В полной мере это качество может быть
представлено у правителей государства. Основное содержание человеколюбия совпадает с «золотым правилом
нравственности»: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут чувствовать
вражды».
Очень характерна для конфуцианского Китая добродетель «сяо» – сыновняя почтительность. Патриархальная модель
нравственных отношений выражается в ней самым непосредственным образом: «Недостоин имени сына тот, кто любит
другого человека больше, чем отца». Быть почтительнымзначит следовать линии поведения своего отца и при его жизни,
и после смерти.
Образ человека, обладающего всеми конфуцианскими добродетелями в совершенстве, получил статус нравственного
идеала. Такой идеальный человек назывался «цзюнь-цзы» («благородный муж»). «Цзюнь-цзы» избегает трех утех: в юности,
когда организм еще не окреп, – любовных наслаждений; в зрелости, когда появляются силы, – драк; в старости, когда
организм слабеет, – жадности. Важнейшим путем воспитания такой личности считалась книжная культураизучение
канонических текстов.
Противоположность «благородному мужу» составляет «сяо жэнь» («подлый человек», «ничтожество»). Основные
добродетели в его сердце отсутствуют вовсе или даны только в самой зачаточной форме.
Кардинальное отличие конфуцианства от буддизма заключается в положительном восприятии мира. Мир в своей
основе гармоничен, в нем нет явно выраженной оппозиции «сансары» и «нирваны». Общая нравственная установка
слиться с миром, а не вырваться из него.
Конфуцианство оказало определенное влияние на духовно-нравственную жизнь Кореи, Лаоса, Вьетнама и Японии. Но мировой
религией оно не стало, так как было слишком привязано к традиционной структуре распределения статусов.
3.4. Иудейская этика
Этическое содержание иудаизмапервой в истории монотеистической религииизложено в Танахе (христиане
назвали его Ветхим Заветом), в Талмуде и более поздних сочинениях священников-раввинов. Основные нравственные
требования содержатся в ТореПятикнижии Моисея, включающем в себя книги «В начале», «Имена», «И воззвал», «В
пустыне» и «Слова», которые соответствуют первым пяти книгам христианской Библии.
Нравственность понимается как праведностьбезусловное повиновение Божественному закону, изложенному в Торе.
Благодаря могуществу бога Яхве (иначеИеговы), праведные действия приведут к житейскому благополучию и счастью, а
неправедные (грехи) – к внутреннему разложению человека и преждевременной смерти.
Патриархальная модель господства и подчинения, на которой выстраивается иудейская мораль, предполагает
сыновнюю почтительность и отеческую заботу. Евреи считали себя возлюбленными детьми Божьими, на которых Небесный
отец обращает как свой гнев, так и милость. Распределение того и другого осуществляется на основе договора (ивр. «брит»,
ст.-слав. «завет»). «Завет» – это своего рода обещание, в котором одна сторона предъявляет другой определенные
требованиязаповеди»), обещая какое-то вознаграждение за их выполнение и наказание за невыполнение; другая же
сторона обязуется эти требования выполнять. Заповеди даны в форме безусловных повелений, поскольку наследие
первородного греха продолжает жить в сердце человеческом.
В первой части «Десятисловия» (десяти заповедей Моисея, содержащихся в ветхозаветных книгах «Исход» и
«Второзаконие») сформулированы требования, касающиеся отношения человека к Богу: не признавать других богов и не
поклоняться им, не произносить имя Господне напрасно, посвящать Богу день субботний и т.д.
Во второй части даны требования, затрагивающие отношения между людьми. Здесь запрещаются непочитание
родителей, убийство невинного соотечественника, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, корыстное вожделение
(зависть).
Заповеди отнюдь не равнозначны. Первая из них имеет безусловное приоритетное значение, все остальные подчинены
ей. Например, шестая заповедь «не убий» не распространяется на тех, кто склоняет к нарушению первой: в вопросах веры
нельзя жалеть ни брата, ни сына, ни жену, ни друга. Заповедь «не убий» также не распространяется и на сына, который
нарушает пятую заповедь: не повинуется «голосу отца своего и матери своей». С ним следует поступить так же, как с
вероотступниками, т.е. бить камнями до смерти.