Основы этики. Есикова М.М. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

отражается отношение человека к другим людям и к живым существам, подобным человеку. В благоговении отражается
отношение человека к высшему, он преклоняется перед высшим.
Кроме положительных, он также выделяет и отрицательные качества: бесстыдство, жестокость, нечестивость.
Исторический процесс Соловьев понимал как неуклонное движение к триумфу добра, воплощению божественных идей
в мире. Итогом такого движения должен стать некий социальный организмидеальное человечество (богочеловечество).
Этика Н.А. Бердяева. Главная особенность этики и философии Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948),
крупнейшего русского религиозно-философского мыслителя, определяется его отношением к свободе и творчеству
человека. Он считает, что Бог создал человека, но не его свободу, основания которой находятся в ничто. Зло возникает из
несотворенной богом свободы, истоки которой содержатся в ничто. Следовательно, не кто иной, как человек, несет
ответственность за зло.
Преодоление зла он видит не в ограничении свободы и творчества, а во всемерном их развитии на основе чистой
совести, которая обеспечивается любовью к Богу, постоянно спешащего человеку на помощь.
В своей этической эволюции человек проходит три этапа: 1) этику закона (Ветхий Завет); 2) этику искупления (Новый
Завет); 3) этику творчества.
«Этика творчества» совпадает у Бердяева с «этикой благодати», с ее принципом искупления вины и спасения всех
(добрых и злых). Кроме «этики благодати», существует еще «этика закона», делящая людей на добрых и злых, держащая
людей в страхе перед законом.
Творческая деятельность приближает богочеловеческий идеал, реализация которого означает наступление вечного
царства духа, свободы, бессмертия. В движении к богочеловеческому идеалу особую роль призвана сыграть Россия в силу ее
уникальности. Россияэто то место, по мнению Бердяева, где происходит последнее испытание гуманизма. Она сможет
выполнить великую объединительную миссию Востока и Запада.
Этика П.А. Флоренского. Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937) видел свою главную задачу в оправдании
православия – «древней веры отцов». Интерес к своим предкам, к истории своего рода он считал жизненной задачей всякого
человека.
Его пугало то, что универсальные духовные ценности христианского православия приходят в упадок, отсюда
гибельность бездуховного развития. Флоренский не принимал европейского просвещения и был уверен, что достижения
науки не могут формировать душу человека. Только церковь может спасти человека от бездуховности.
Этика С.Л. Франка. Семен Людвигович Франк (1877 – 1950) считал, что социальные потрясения XX в. подорвали веру
во всемогущество человека, в его способность изменить мир. На пути к общественному прогрессу человечеству нужна
твердая опора, которую Франк видел в Боге.
По его мнению, смысл жизни как раз и заключается в поиске Бога в своей душе, укреплении в себе веры, в борьбе со
слепотой наших чувственных страстей, эгоизмом и гордыней.
Перед людьми стоит задача не побеждать зло силой, а оградить добро от зла, не дать злу разрушать жизнь. Для
недопущения зла необходимо государство.
Этика Н.О. Лосского. В этике Николая Онуфриевича Лосского (1870 – 1965) систематизированы многие моральные идеи
В.С. Соловьева и
Н.А. Бердяева.
Лосский констатировал низкий нравственный уровень современной ему цивилизации, причина которогонедостаточный
уровень сознания и эгоизм. Низкий уровень сознания он объяснял резкой миграцией людей и даже целых народов из низшей
(животной) стадии жизни сразу в цивилизованную жизнь. Отсюда шлейф животных инстинктов, в частности эгоизма, который, по
мнению Лосского, является источником всякого зла, в том числе и природного (землетрясения, наводнения и т.д.).
Зло прекратится в том случае, когда все люди, преодолев отчуждение, вступят на путь святой праведности. Только
постепенное, эволюционное развитие и совершенствование являются правильным направлением; всякие крайности и
радикализм непродуктивны.
Вопросы для самоконтроля
1. Сравните этические взгляды Платона и Аристотеля.
2. Каким этическим термином Вы могли бы обозначить человека, который смысл своей жизни видит в наслаждениях,
удовольствиях?
3. Кого в истории этики можно отнести к утилитаристскому направлению?
4. Какие этические положения объединяют, а какие разъединяют учения
А. Шопенгауэра и Ф. Ницше?
5. Обозначьте нравственные ориентиры творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
6. Кому принадлежит мысль о том, что основу морали составляют три источника: стыд, жалость, благоговение?
3. ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ УЧЕНИЯ
3.1. Нравственность и религия
На всем протяжении своей истории нравственность тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный
заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных существ (вера в которых составляет
сущность религии), т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и
внутренними способностями он стремится уподобиться этим существам и в какой-то степени преображается.
По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare» («связывать», «прикреплять»). Если эта
версия верна, то в религии речь идет о связи людей со сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку
«сверхчеловеческое» – это то, что выше и совершеннее человека, то главной функцией религии является ценностная
ориентация. Другими словами, религия открывает для человека высшие ценностисвятыни и тем самым указывает дорогу
туда, где он становится более совершенным.
Наиболее развитые формы религии оказывают многоплановое позитивное воздействие на моральную жизнь человека:
они создают такую картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными и сверхъестественными
силами определенному деянию соответствует определенное воздаяние; таким образом обосновывается преимущество