Основы этики. Есикова М.М. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и
в старости). Не все то, что полезно одному человеку, полезно другому.
Этику интересуют не любые, а духовные блага, к которым относятся высшие моральные ценности. В этом ряду Добро
особый вид блага в сфере человеческого поведения. Смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение
эти поступки имеют к благу. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же
есть уничтожение, разрушение того, что является благом.
Поскольку высшее благоэто совершенствование личности и отношений в обществе, то все, что в действиях индивида
способствует этому, есть добро; все, что препятствует, – зло. На основании этого можно определить критерии добра. Исходя
из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит Человека, его уникальность и неповторимость, его счастье,
потребности и интересы, главным критерием добра выступает все то, что способствует проявлению подлинной сущности
человекаего самораскрытию, самореализации; все, что придает смысл человеческому существованию.
Другим критерием добра иодновременноусловием, обеспечивающим самореализацию человека, выступают
гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений.
Добро имеет свои особенности. Во-первых, как и все моральные феномены, оно есть единство побуждения (мотива) и
результата (действия). Благие намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это потенциальное
добро. Не является добром в полной мере и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов.
Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может
оправдывать любые, особенно безнравственные, средства.
Как качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков.
Как свойства поведенияв виде доброты и злобы.
Зло по своему содержанию противоположно Добру и выражает, во-первых, наиболее обобщенные представления обо
всем безнравственном, противоречащем требованиям морали; во-вторых, общую абстрактную характеристику
отрицательных моральных качеств; в-третьих, оценку конкретных отрицательных поступков людей.
К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Завистьодна из спутниц зла.
Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, порождает у человека желание, чтобы другой потерпел
неудачу, несчастье. Нередко зависть толкает людей на совершение аморальных поступков. Злом является и высокомерие,
характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отношением к людям. Одно из самых страшных проявлений
зламесть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его
родных и близких (кровная месть).
Между добром и злом находятся объекты, которые являются нравственно нейтральными или безразличными.
Нравственность не одобряет и не осуждает определенные действия, потому что они лежат вне сферы ее регуляции. Это
либо действия, совсем не имеющие социального значения, не затрагивающие ничьих интересов; либо поведенческие акты
значимые, но совершаемые субъектами, которые по своей природе или в силу каких-то крайних обстоятельств не могут
действовать как духовные существа. Понятия добра и зла относятся только к существам, которые производят значимые
изменения во внешнем мире или в самом себе. Морально нейтральным является поведение животных, новорожденных
младенцев, душевнобольных, какие бы драматические последствия оно не имело, и всякое простое движение типа
прищуривания глаз.
4.3. Свобода и Ответственность
Проблема свободыодна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством,
традиционно решается в этике с позиций соотношения свободы и необходимости.
Моральная свобода является ценностью, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него
благо.
Необходимость является для морального субъекта теми внешними условиями и обстоятельствами, в которых он
вынужден действовать.
В качестве необходимости могут выступать как объективные факторы и ситуации жизни (война, землетрясения и т.п.), так и
устоявшиеся нормы и традиции морали и даже капризы другого человека, предписывающие субъекту определенный тип
поведения.
Идея необходимости как внешней или внутренней обусловленности человеческой деятельности имела в философских
учениях различные толкования. В древнеиндийской философии она выступает в виде кармы; в китайскойкак даопуть,
по которому идет все сущее; в религиозной философии Фомы Аквинского это моральный законориентация на
христианские добродетели, воплощающие общечеловеческие ценности Добра. Именно понимание необходимости как
морального законанад нами и внутри наскажется нам наиболее приемлемым.
Следование моральному законуэто не просто исполнение внешних требований долга. Основные черты этого закона
его разумность и целесообразность. Он не требует автоматического подчинения, он не лишает человека моральной
независимости. Он лишь учит различать добро и зло. Поэтому онне закон-предписание, онзакон свободы,
предоставляющий человеку право выбирать Добро и следовать ему. Это путь свободной моральной инициативы, не попадающий
в поле прямых запретов или долга.
Христианство учит, что свободная добродетель выше простого повиновения заповедям. Человек добродетелен, когда
принимает божественный моральный закон сознательно и с любовьюс желанием добра, а не из страха перед наказанием.
Действительно свободен тот, кто отвергает зло не потому, что оно запрещено, а потому, что оно зло.
Формой проявления и осуществления свободы выступает выбор. Свободный выбор обеспечивается разумом и волей.
Выбор зависит от уровня познания, сознания и разумности личности, помогающих ей:
определить собственные цели и возможности их достижения;
увидеть максимальное число вариантов выбора действий;
распознать необходимые и достойные средства его реализации;
предвидеть ближайшие и отдаленные последствия выбора.