Основы этики. Есикова М.М. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

становится священной обязанностью. Оно служит символом готовности рода постоять за себя. Обязательное возмездие
первый этап становления справедливости.
Древний талионпринцип эквивалентности взаимного воздаяниябыл направлен на то, чтобы максимально
подчинить мщение требованиям равенства. За нанесенную рану надо было мстить такой же, но никак не большей раной.
Сохранение равенства в актах мщения обеспечивалось за счет подчинения единым правилам. Введение их можно считать
вторым важнейшим этапом в становлении справедливости. Месть как средство пресечения враждебных посягательств и
восстановления нарушенной справедливости подвергалась ограничению, дабы, преступая меру, она не становилась новым
нарушением справедливости.
Третьим этапом в развитии этого социально-нравственного механизма стал отказ от личного мщения через апелляцию
к высшей силе или авторитету. В первобытном обществе опорой справедливости был авторитет вождя или старейшины
рода. В цивилизованном обществе опорой справедливости стало государство. Справедливым на этом этапе считается все то,
что исходит от власти и подкреплено ее силой и авторитетом. Мщение при такой трансформации справедливости не
исчезает, а отчасти перемещается в сферы межплеменных, межгосударственных и межличностных отношений, где
прекращается действие институтов власти.
Четвертый этап в развитии справедливости связан с нравственной оценкой деятельности властей. Эта деятельность в
плане осуществления справедливости никогда не бывает и не может быть идеальной. Негативная нравственная оценка
власти идет из двух разных социальных слоев. Ущемленными и обиженными чувствуют себя, с одной стороны, социальные
низы, потому что они обделены основными жизненными благами. Те, кто возвышается над толпой, также оценивают власть
как несправедливую, но по другому основанию. С их точки зрения, правители ущемляют интересы лучших граждан, ради
удовлетворения интересов худших, а, в конечном счете, ради собственных интересов.
На четвертой стадии развития справедливости ясно обнаруживается ее внутренне противоречивый характер. Она
направлена на защиту интересов каждого конкретного человека, но с учетом того, что кроме него существуют и другие
люди, интересы которых тоже должны быть защищены. Справедливость требует удовлетворять интересы людей с учетом
того, что они существуют во взаимоотношениях друг с другом. В этом коренное отличие справедливости от доброты или
милосердия. Для них имеет значение только конкретный человек, а остальные не принимаются во внимание.
Справедливость же должна обязательно учитывать все стороны, т.е. подходить к делу системно.
Наиболее пагубное воздействие на состояние общественной справедливости оказывают деспотическое правление и
ослабление государственной власти. В деспотическом государстве гипертрофированное значение приобретает ранжирование
по родству и личной преданности. Распад государства, который выражается в утрате властных полномочий и коррупции
органов власти, порождает безнаказанность и как следствие массовую потерю веры в воздаяние по заслугам. Ослабленное
государство, как правило, решает социальные проблемы по «остаточному принципу»: бессистемно, под давлением текущего
момента. В таких условиях справедливость реализуется через стихийное взаимодействие различных социальных сил, путем
компромисса.
4.5. Честь и Достоинство
Категории Честь и Достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и
индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Близкие по значению, они, однако, имеют важные
смысловые различия.
Честь как моральный феномен есть внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в
почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться
высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.
Достоинствоэто, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющаяся в
сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И, во-вторых, достоинство человека
должно получить общественное признание.
Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему в
соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса,
нации, сословия, коллектива). Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как
представителя человеческого рода. Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой
добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального
равенства с другими людьми.
Понятия чести и достоинства имеют свои исторические корни. Они наполнялись конкретным содержанием в
зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с
общественной средой.
Чувство чести возникает в тех общественных укладах, где существуют строго фиксированные социальные различия, и
общество напрямую заинтересовано в их сохранении. В архаической культуре «чужой» оценивался заведомо отрицательно,
принадлежность же к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников. Не равенство, а
иерархия считалась основным принципом организации человеческого общества, поэтому в древнем мире доминирующим
оказывается понятие чести как возвышение в «своей» среде. Чем более жесткие формы имеет ранговая структура общества,
чем выше и прочнее барьеры, отделяющие одно сословие или слой от другого, тем большую роль в его нравах играет честь.
Своего максимального расцвета честь достигает в феодализме. Самыми характерными культурно-историческими
феноменами чести можно считать рыцарство в западноевропейском Средневековье, русское дворянство, сословие самураев в
Японии и т.п. В полных своих формах честь включает в себя посвящение и другие символические процедуры.
Понятие гражданского достоинства зарождается в античную эпоху, сопровождавшуюся образованием государств.
Однако оно не связывается с индивидуальной самобытностью личности. Ценность человека определяется исключительно его
принадлежностью к государству. Причем понятие достоинства относилось только к свободным гражданам. Раб не считался
человеком и поэтому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства.
Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их, в отличие от Средневековья, личностным
содержанием: все больше в их основу кладется не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности,
приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести. Идея равенства людей от природы стала