ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
основой представлений о том, что любой человек, в силу принадлежности к человеческому роду, обладает неким
абстрактным достоинством человека как такового. Достоинство понимается как неотъемлемый атрибут человека, не
требующий дополнительного признания со стороны общества. Подобное представление о достоинстве закрепляется в
концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от его расы, пола, возраста, социального положения.
Новое и Новейшее время все больше связывает понятия Чести и Достоинства с успехом: материальным достатком,
престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по
социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие.
После победы Октябрьской революции на долгие годы становится нормой двойная мораль по отношению к чести и
достоинству. С одной стороны, провозглашается всеобщее равенство, устраняющее зависимость достоинства граждан от их
происхождения, материального или служебного положения. С другой стороны, формально понимаемое отношение к труду
как «делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на пьедестал не только действительно заслуженных людей, но и тех,
чье достоинство заключалось лишь в принадлежности к Компартии. Появляется так называемая «номенклатура» – особый
класс должностных лиц, которые требуют для себя все возможные почести и привилегии не по личным заслугам, а по
занимаемым должностям.
Итак, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу. Однако между ними существуют
различия, которые представляют большой интерес для этического анализа.
Честь и Достоинство – категории комплементарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга.
Так, если честь – это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство – объективная
ценность личности, которая может и не сопровождаться признанием или осознанием.
Если право на достоинство человек обретает с момента появления на свет, то честь приобретается им в процессе всей
его жизни. Разные обстоятельства и сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к
конкретной ситуации. Поэтому можно говорить о профессиональной, семейной, фамильной чести.
Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность.
Потребность в чести, т.е. в признании, уважении, авторитете, обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта
зависимость не является прямо пропорциональной. Нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного
достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый может быть в то же время очень скромным.
Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности
такого морально-психологического явления, как самооценка.
При адекватной (соответствующей) самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При
высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, правомерно ждет от общества соответствующей
оценки – чести. При низкой адекватной самооценке человек не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.
Если же самооценка неадекватна, то при заниженной самооценке у человека обычно развивается комплекс
неполноценности и ориентация на незаметное место в жизни. В случае завышенной самооценки развивается
претенциозность – ожидание и требование особого уважения и почета без всяких на то основания.
Корреляция чести и достоинства осложняется еще и тем, что они могут быть относительно независимыми друг от
друга. Это может проявляться, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к утрате достоинства. Именно
сохранение собственного достоинства часто помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести:
доказательством своей невиновности или, как в XIX в., дуэлью.
4.6. Совесть
Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и
переживать свое несоответствие должному. Совесть отличается от другого внутреннего контроля, осуществляемого
сознанием, чувства стыда. Стыд и совесть – довольно близкие понятия. Стыд полностью ориентирован на мнение других
людей, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. В совести решения, действия и оценки
соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом.
Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом, действуя в четырех
направлениях.
1. Как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нравственных требований, создавая положительную
психологическую установку.
2. Как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за предполагаемый выбор.
3. Совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его.
4. Как контролер, оценивая наши поступки, вызывая соответствующие нравственные переживания.
Исходную генетическую основу совести составляет сопереживание, а поскольку она выражается преимущественно в
негативном виде, – сострадание. Определяя отношение совести к другим феноменам нравственного сознания, можно
отметить также, что она представляет собой особую чувствительность к проявлению зла в собственном поведении
(надменности, наглости, несправедливости, допущенной по отношению к другому человеку).
Совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, это способность
личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности,
требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть может проявляться не только
в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний,
например, в чувстве угрызений совести.
Совесть – это специфическое состояние стыда. Она формируется в процессе социализации и воспитания через
постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо». На ранних стадиях социализации совесть
проявляется как «голос» значимого окружения родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоего авторитета. В
практике воспитания обращение воспитателя к совести ребенка часто выступает в форме требования исполнительности.
Совесть – это ответственность человека перед самим собой как носителем высших, универсальных ценностей. Совесть указывает
на несоответствие поступка долгу. Поэтому исполнение своих обязательств рождает такие понятия, как «чистая совесть», «спокойная
совесть». Но это есть временное явление, ибо жизнь сложна, человек попадает в разные ситуации, поэтому совесть переходит в
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »