ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности. Он
ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства, вызванные внешним принуждением или произволом, а
волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.
Свободный выбор также связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а напротив, выступает
показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.
Таким образом, нравственная свобода – это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных
требований во внутренние потребности и в убеждения человека. Свобода не является чем-то непреложно данным человеку.
Это программа его саморазвития. Человек достигает свободы по мере того, как он способен 1) сознательно принимать
решения; 2) давать им нравственную оценку; 3) предвидеть их последствия; 4) осуществлять разумный контроль над своим
поведением, чувствами, страстями, желаниями.
Сложность достижения и переживания свободы приводит многих людей к отказу от свободы, причины и механизм
которого раскрыл
Э. Фромм в книге «Бегство от свободы». Фромм считал, что свобода – «эта величайшая тайна богов и людей» – не до конца
«освоена» человеком. По Фромму, свобода имеет два аспекта: негативный и позитивный.
Негативная свобода – это «свобода от» – свобода, отрицающая зависимость – от сил природы, общественных и
моральных догм и установок. Ее-то человек и считает подлинной свободой, за нее борется, к ней стремится. Но, достигнув
такой свободы, он оказывается предоставленным самому себе. Такая свобода приносит человеку независимость и в то же
время – чувство одиночества, бессилия, тревоги. И человек вновь оказывается перед выбором: либо избавиться от этой
свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до позитивной свободы – «свободы для», дающей
возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей; свободы, основанной на
неповторимости и индивидуальности каждого человека.
С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как естественное
следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным – значит быть ответственным. Более того, свобода и
ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность.
Между свободой и ответственностью не существует противоречий, а существуют разные виды и разная мера
ответственности.
Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность. В этом смысле
можно выделить:
– ответственность человека перед самим собой: я делаю выбор и в конечном итоге выбираю свою жизнь, свою судьбу и
поэтому несу за нее ответственность; этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувствах вины, страха,
сожаления, раскаяния и пр.;
– ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, особенно если затрагиваются их
интересы; такая моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) часто совпадает с правовой и
административной ответственностью.
– ответственность человека перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире. Это наиболее сложный
вид ответственности, выражаемый обычно формулой «Я отвечаю за все». Эта ответственность может даже не осознаваться
человеком.
Наиболее распространенным и общепринятым является второй вид ответственности. Быть ответственным – значит
уметь думать о других, о последствиях своих действий – не будут ли они в ущерб другому. Основанием здесь выступает
«золотое правило» нравственности.
Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Она зависит прежде всего от
самостоятельности совершаемого действия. Однако наличие принуждения не снимает ответственности с человека. И если
он совершает низкий поступок под принуждением, то все равно должен нести за него моральную ответственность. Поэтому
сфера моральной ответственности не совпадает со сферой личной безопасности: даже угроза смерти не может, например,
оправдать предательство, совершенное ради спасения собственной жизни. Моральная расплата за него – презрение,
осуждение, моральная изоляция, нравственное падение.
Мера ответственности зависит также от значимости совершаемого деяния для судеб других людей. Так, в
экстремальной ситуации, когда нужно немедленно принять решение, от которого может зависеть жизнь людей, мера
ответственности намного выше, чем в обычное время.
Мера ответственности определяется и масштабами принимаемых решений: она будет различной в зависимости от того,
идет речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства.
Мера ответственности определяется также общественным положением или должностью личности, принимающей
решения: ответственность президента страны намного выше, чем ответственность трамвайного диспетчера. Вместе с тем
моральная ответственность – не придаток к должности или служебному положению. Каким бы ответственным не было дело,
порученное человеку, оно не способно автоматически наделить его чувством ответственности, так как это особое качество
личности: у одних людей развитое, у других находящееся в зачаточном состоянии.
4.4. Нравственное содержание Справедливости
Проблема справедливости встает всюду, где происходит взаимодействие людей, обмен деятельностью и ее продуктами.
Чувство справедливости коренится в потребности защищать свои интересы от внешних посягательств. Эта укорененность
проявляется в том, что русское слово «право» в качестве одного из базовых значений предусматривает возможность
пользоваться чем-либо.
Справедливость – это определенный порядок удовлетворения интересов взаимосвязанных индивидов и групп.
Главное содержание справедливости было отмечено еще Аристотелем: обуздание стремления одного индивида получить то,
что принадлежит другому. Центральным в этом социально-нравственном механизме является противоположность «своего» и
«чужого».
Одной из самых примитивных реакций на проявление несправедливости выступает месть. Месть – это ответ силой на
силу, насилием на насилие. Там, где сила является почти единственным способом пресечь посягательство, мщение
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »