ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Существуют также и пессимистические концепции, которые вообще отрицают смысл жизни. Так, например,
французский писатель Ф. Мориак приходит к выводу, что жизнь большинства людей – мертвая дорога «в никуда», движение
слепых, которые бредут к неведомому морю, и в этом движении у них единственный выбор: либо ринуться в пучину воли,
либо возвратиться вспять и все начать сначала.
Но люди не хотят мириться с отсутствием или утратой смысла жизни и продолжают искать его. Проблема потери и
поиска человеком смысла жизни была рассмотрена во многих философских и психологических учениях, в частности, в
логотерапии – учении о смысле жизни одного из классиков гуманистической мысли XX в. – Виктора Франкла.
Франкл В. в работе «Человек в поисках смысла» утверждал, что утрата смысла жизни не зависит от материального и
социального положения человека и сопровождается депрессией. В благополучном обществе удовлетворение материальных
потребностей не приносит человеку чувства обретения смысла жизни. Франкл В. трактовал смысл жизни как «духовный
объект», к которому стремится душа человека. Это стремление является жизненно важной ценностью и связано со
значимыми целями и ценностями. В неблагоприятных условиях (утрата, болезнь и т.п.) осознание смысла жизни помогает
человеку выжить, обрести психологическое равновесие. «У кого есть "зачем жить"», может выдержать почти любое «как»
(Ф. Ницше).
Смысл жизни может быть обретен в любом возрасте человека и в любой жизненной ситуации. Человек должен сам
придать смысл своему существованию. Поиск смысла жизни является единственным свойством человека как разумного
существа.
4.8. Счастье как этическая категория
Счастье является одной из глобальных, бесспорных для любого человека нравственных ценностей. В истории
философии (как и в житейской практике) можно найти множество толкований счастья.
Еще в древнегреческой этике возникло учение о стремлении человека к счастью – эвдемонизм. Древнегреческий
философ Демокрит понимал счастье как особое благостное состояние души, заключающееся в уравновешенности, гармонии,
размеренности, невозмутимости, бесстрастии.
В более поздней этике киников встречается подобное понимание: быть счастливым – значит не знать страстей, быть
безразличным ко всем ценностям, «жить по природе», сохранять независимость и спокойствие. Для Эпикура счастье – в
наслаждении (особом состоянии души, благородном спокойствии, безмятежности, невозмутимости духа).
В христианском вероучении понятие счастья обретает сугубо духовный смысл, связанный с Божественным
откровением и не имеющий отношения к радостям земного бытия.
В эпоху Возрождения законным нравственным принципом поведения вновь провозглашается стремление к земному
счастью. Но особенно большое значение принцип эвдемонизма приобретает в этике французских материалистов XVIII в.
Счастье человека они объявляют конечной целью всякого общества и всякой полезной деятельности людей. Стремление к
счастью трактовалось ими как данное человеку от природы, а достижение счастья – как осуществление подлинного
назначения человека.
Таким образом, чаще всего встречается модель, в рамках которой счастье соотносится с неким благом, с его обладанием
или созиданием.
Существует и другое мнение: чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) – быть
нравственной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастливый
человек никогда не будет совершать заведомо злых поступков, иначе он утратит ощущение счастья. Еще Аристотель
говорил, что добро – это путь к счастью и одновременно его составной элемент.
Русское слово «счастье» можно понять как «соучастие», т.е. причастность данного индивида высшей мироуправляющей силе,
как божественное участие в его судьбе. Счастье – это благоприятное течение человеческой жизни и глубокое субъективное
удовлетворение этим течением.
Поскольку счастье характеризует качество и отношение к жизни в целом, то его можно определить как сложную гамму
чувств, в которой положительные переживания каким-то образом преобладают над отрицательными. Отдельными
элементами этой сложной гаммы будут удовольствия. Удовольствие, или наслаждение, – это элементарное психическое
переживание, в котором осуществляется непосредственная положительная оценка какого-либо действия, явления или
ситуации.
Но совершать действия исключительно ради удовольствия способны и животные. В человеческой же психике над
переживаниями удовольствия надстраиваются более сложные системы. Ближайшей из них является чувство радости.
Радость можно определить как душевное состояние, промежуточное между удовольствием и счастьем. Существует
несколько отличий радости от удовольствия.
Во-первых, они различаются по длительности переживания. Радость обычно более продолжительна, чем удовольствие,
так как она является положительной оценкой не только актуального воздействия, которое происходит в настоящем, но также
сохранением прошлых и предвосхищением будущих положительных воздействий.
Во-вторых, радость отличается от удовольствия степенью вовлеченности сознания или, шире, души. Поле
человеческого сознания обладает известной широтой, и то, что находится в его центре, может быть по качеству
противоположным находящемуся на периферии и блокировать эту противоположность. Например, можно сохранять
радостное состояние души, испытывая одновременно какое-то незначительное неудовольствие, например, легкую боль от
царапины.
В-третьих, радость возвышается над удовольствием степенью активности субъекта. Удовольствие является чисто
пассивным переживанием, даже если оно возникает как результат активной деятельности человека. Состояние радости не
может исключить определенной активности субъекта, потому что оно не является мгновенным точечным переживанием, а
затрагивает прошлое и будущее, распространяется на многие участки сознания.
Итак, радость, в отличие от удовольствия, предполагает образование в сознании человека более сложной и
совершенной оценочной системы, а именно, отнесения к ценностям. Жизненными ценностями называются те внутренние и
внешние стороны человеческой активности, наличие которых дает чувство радости. К основным жизненным ценностям
традиционно относят: здоровье, имущественный достаток (богатство), свободу, социальный престиж (уважение
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- …
- следующая ›
- последняя »