ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
окружающих). Эти жизненные ценности принято называть привативными. Под этим имеется в виду, что их значимость
осознается скорее через их отсутствие, чем присутствие.
Чтобы картина была более полной, к этому перечню следует добавить непривативные ценности: любовь, творчество,
благоговение.
Счастье – это состояние, возникающее в процессе обретения непривативных ценностей и сохранения привативных
жизненных ценностей.
Рассуждение о счастье – это попытка нарисовать идеал наилучшего состояния человека. Счастье – это интегральный
результат нравственной жизни. Оно базируется на признании приоритета как общественных, так и личных интересов.
Поэтому счастье становится доступным тому, кто занят полезной деятельностью, ведет добродетельную жизнь.
Необходимо отметить, что счастье не статично, а динамично, оно не столько в достигнутых рубежах, сколько в самом
движении к цели, в борьбе с трудностями, встречающимися на пути (К. Маркс утверждал, что «счастье – это борьба»).
Отсутствие проблем вызывает скуку, пресыщенность. Однако для достижения счастья немаловажно умение человека
довольствоваться тем, чего он достиг на текущий момент. Поэтому справедливы и слова К. Пруткова: «Хочешь быть
счастливым – будь им».
Счастье – не где-то за горизонтом, оно внутри человека: в его отношении к миру, к своей способности воспринимать и переживать
действительность. Можно сделать себя счастливым. Для этого надо научиться радоваться чужой радости и смягчать чужую боль.
4.9. Любовь как высшая ценность
Самой притягательной нравственной силой на протяжении всей истории была любовь. Ее могущество заключается в
том, что она радикально преображает человека, побуждает его всеми силами души стремиться к совершенству.
Любовь в широком смысле – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном
стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.
Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: 1) общую установку
на любовь, т.е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная
ценность которой – в возвышении личности; 2) любовь к объектам высшего порядка – Родине, своему народу, которая в
соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; 3) индивидуальную
любовь к родителям, детям, мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; 4) любовь к
предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.
Индивидуальная половая любовь – межличностное единство с другим человеком. Но любовь – это не любое единство, а
связь, предполагающая сохранение целостности человеческой личности; сила, позволяющая преодолеть отчуждение между
людьми. Любить в нравственном смысле означает прежде всего давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек
духовно обогащает другого. Способность любить, отдавая, зависит от развития личности. Это предполагает, что человек
должен выработать в себе установку на плодотворную деятельность, преодолев склонность к самолюбованию,
бессмысленному времяпрепровождению, накопительству и насилию над другими. Таким образом, в моральном смысле
ценность половой любви в том, насколько она облагораживает человека, и в том, каково соотношение обладания и дарения в
процессе любви.
Любовь так же многообразна по своим формам и содержанию. Нравственная ценность любви в том, что она мобилизует
все силы личности. Например, страстная любовь – причина подвигов и гениальных произведений, придает смысл жизни и
уничтожает страх смерти. Но ее особенность – в динамичности и недолговечности, в ее обязательной связи с физическим
влечением, в ее способности лишить личность рационального контроля за своим сознанием и поведением. Общественное
сознание признает силу и значение страстной любви, но относится к ней настороженно, поскольку именно страстная любовь
чаще других видов любви приводит личность к внутреннему конфликту между долгом и любовью, между влечением и
совестью.
Существует любовь-дружба, которая соединяет в себе признаки любви и дружбы, требует взаимопонимания и
поддержки. Любовь-дружба возникает как развитие страстной любви или независимо от нее. Сила и ценность любви-
дружбы – в ее постоянстве и долговечности, соединения рационального и эмоционального основания, в меньшей опасности
разрушительного влияния на личность.
Можно назвать и любовь-заботу: материнская и отцовская любовь, братская любовь и т.д., означающие глубокое
чувство ответственности, заботу, уважение, знание другого человека, желание помочь ему в жизни.
В истории развития нравственного сознания человеческого общества у каждого вида любви свое место. С древних
времен существуют нравственные требования любить свою родину, свой народ, во всех культурах существует почитание
своих родителей, позже нравственной ценностью оказывается любовь к детям. Противоречивым было и осмысление
индивидуальной половой любви в морали и искусстве.
Древнее общество не знало любви в нашем понимании этого слова: любви-привязанности одного человека к другому,
мужчины и женщины. Семья как общественная группа выполняла задачи экономического обеспечения, обеспечения
безопасности ее членов и воспроизводства населения. Мы можем предполагать, что в культуре этого общества не было
такой ценности, как индивидуальная любовь, будь то любовь родительская, братская или эротическая. И далее в течение
длительной человеческой истории семейная жизнь и любовные переживания существуют раздельно, знаменуя собой либо
разные возрастные этапы, либо разные сферы частной жизни человека. Отражение именно такого положения вещей можно
увидеть в произведениях искусства любой эпохи: супружеская любовь представляется как привычка или притворство,
скрывающие пресыщение, скуку и конфликт.
Любовь как ценность и условие брака утверждается в общественном мировоззрении, культуре и обыденном сознании к
концу XIX в. Можно утверждать, что в XX в. в Европе, Америке и России стало считаться безнравственным заключать браки
без любви. В России такие властители дум, как Толстой, Тургенев, Чехов пытались доказать пошлость и аморальность брака,
построенного на расчете и необходимости.
4.10. Моральные ценности семьи
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »