ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА
5. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
5.1. Что такое прикладная этика
Сущность прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов
применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. Специфика
прикладной этики связана с ее принципиальной ориентацией на практические проблемы конкретного нравственного бытия
людей. Прикладная этика обращает свое внимание на те специфические изменения, которые происходят с нею в различных
сферах общественной жизни. Это такие области, где общие нравственные ценности и нормы соприкасаются с другими
ценностями и нормами, связанными с определенной профессией, родом деятельности, социальным положением.
Прикладную этику интересует особенное и специальное содержание нравственности.
Современная прикладная этика все более приобретает черты междисциплинарного знания, так как наряду с
эвристическим потенциалом «практической философии» в нем востребованными и необходимыми оказываются другие виды
знания (медицина, биология, юриспруденция и др.). Это связано не только с тем, что многие разновидности прикладной
этики существуют на стыке определенных форм профессиональной деятельности, но и с тем, что обсуждение большинства
проблем прикладной этики предполагает обязательное использование социологических, юридических и прочих данных.
Прикладная этика – сфера многообразного, интенсивно изменяющегося знания, структура которого только начинает
складываться. В качестве опорных точек этой структуры обычно рассматриваются конкретные виды прикладной этики:
экологическая этика, политическая этика, биомедицинская этика, этика науки и др. Однако, объем прикладной этики шире, чем
совокупность проблемных полей ее конкретных разновидностей, поскольку наиболее значимые ее проблемы выходят за пределы
такой совокупности.
Многие проблемы современной прикладной этики достаточно условно могут быть разделены на открытые и
традиционные. Выделение отдельной группы открытых проблем подчеркивает предельно острый характер их
дискуссионного обсуждения, который чаще всего сводится к жесткому противостоянию альтернативных позиций (например,
проблема смертной казни и эвтаназии).
Также проблемы этой группы объединяет их современность, актуальность, несмотря на то, что истоки этих проблем
могут быть очень «древними». Осознание реальности экологической угрозы определяет становление экологической этики;
научные достижения провоцируют поиск механизмов «этического контроля над наукой»; развитие медицины акцентирует
новые аспекты суицида и т.д. Особенно следует подчеркнуть, что современный статус открытых проблем поддерживается
пониманием не только их сегодняшней, но и перспективной актуальности, которая в будущем будет только возрастать.
Кроме того, все открытые проблемы выходят за пределы собственно этического знания, перемещаясь в ранг социально
значимых вопросов, требующих политических акцентов и правового закрепления.
Здесь необходимо отметить, что современная прикладная этика, развитие которой устремлено к междисциплинарному
статусу, использует для своих целей и другие виды знания, однако тенденция созидания теоретического базиса должна,
скорее всего, опираться преимущественно на «практическую философию», главный смысл которой связан со стабилизацией
человеческого сообщества и утверждением самоценности человека.
Проблемы второй группы (традиционные) фиксируют те области этического знания, которые традиционно относились
к его прикладной сфере: профессиональная этика, этикет и др. Выделение такой группы не означает их
противопоставленности теоретической этике. Просто специфика изучения таких проблем в поле прикладной этики связана с
тем, что их теоретическая подоплека используется в качестве средства для перехода на более конкретный, нормативный
уровень.
5.2. Экологическая этика
Экологическая этика – это универсальная этика человеческой деятельности, уделяющая огромное внимание вечной
мировоззренческой проблеме: каков смысл существования человека во Вселенной и Вселенной – в человеке.
Предметом экоэтики является отношение Человека к Природе, предполагающее и его отношение к самому себе.
Экологическая этика означает становление новой формы сознания – энвайронментального сознания, синтезирующего
глобальное видение мира с гуманистическими ценностями.
Нравственный смысл экоэтики, по мнению ее основоположника Альдо Леопольда, заключен в формировании
нравственных ценностей и критериев вокруг двух стержней: чувства любви и сострадания к природе и чувства времени,
предполагающего заботу о природных условиях существования будущих поколений.
В этой связи важной задачей экологической этики является создание ясных и четко выраженных ценностей, которые должны
лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь.
Экоэтика может предложить следующие условия диалога с будущим:
– необходимо отказаться от любых действий, которые могут подорвать возможность существования будущих
поколений;
– при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния природной среды, приоритетной должна быть
ответственность перед потомками;
– недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.
Основные принципы экоэтики определяются противостоянием двух позиций: антропоцентристской и
биоцентристской, от решения которого зависит выбор формы отношений человека и природы. Согласно антропоцентризму,
единственным и высшим критерием в шкале ценностей является человек. Именно с этих позиций человек тысячелетиями
подчинял себе природу. Биоцентристские концепции выдвигают как высшую ступень в шкале ценностей гармоничное и
равноправное сообщество людей и всех других живых и неживых компонентов природы.
Человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности вопрос о ценности и праве на жизнь того или иного
биологического вида. Он должен не допускать потерь в биоразнообразии, заботясь о сохранении всех видов и объектов природы.
Проблему моральных ценностей в отношениях с природой человеку следует решать, исходя из того, что и экосистемы, и сообщества
людей являются самостоятельными моральными субъектами, которые обладают собственной неотъемлемой ценностью.
Таким образом, ценностно-мировоззренческой основой экоэтики выступают отказ от «эгоцентризма» и признание
существования в основах мироздания природных сил. Только такое «одухотворенное» отношение к миру и природе делает
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- …
- следующая ›
- последняя »