ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
возможным нравственно-понимающее отношение к природе. Требующее коренного пересмотра традиционных этических
принципов, такое отношение к природе связано с процессом экологизации морали, проявляющимся в следующем:
– отношение людей к природным объектам начинает определяться не материально-экономическими, правовыми или
религиозными предписаниями, а нравственными нормами и принципами;
– нравственный долг и угрызения совести по отношению к природе становятся основными частями морального
сознания, происходит экологизация «традиционных» норм и принципов, например, появляется понятие «экологическая
совесть»;
– появление новых моральных ценностей предполагает исключение «старых» принципов полезности и
целесообразности;
– идет постепенная, сложная и длительная перестройка морального сознания, которой должны способствовать
нравственно-экологическое воспитание и просвещение;
– становится необходимостью обоснование и введение в действие нравственно-экологического императива –
объективных требований к людям, ответственным за научно-технический прогресс и использование его достижений с
практическими целями;
– традиционный этический принцип гуманизма дополняется принципом «благоговения перед жизнью», выдвинутым А.
Швейцером. Согласно ему, «как только человек стал мыслящим, он почувствовал потребность относиться с благоговением к
каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь. В своей жизни он как бы переживает чужую жизнь.
Сохранять жизнь, двигать ее вперед, доводить развивающуюся жизнь до высшей ступени – значит для него делать добро;
уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь – значит для него делать зло. Это необходимый,
абсолютный, основной принцип морали…».
5.3. Биомедицинская этика
В структуре прикладной этики биомедицинская этика занимает особое место. Будучи самостоятельной отраслью этики,
современная биомедицинская этика отличается от биоэтики, являясь ее составной частью.
Термин «биоэтика» впервые ввел в научный обиход известный онколог–исследователь из Университета штата
Висконсин (США) Ван Рансселер Поттер (1911 – 2001) в 1969 г. Вводя данное понятие, он подчеркивал, что биоэтика
должна стать новой дисциплиной, соединяющей в себе биологические знания и познание системы человеческих ценностей.
Биоэтика, во-первых, рассматривает проблемы ценностного характера, свойственные всем профессиям, связанным с
живой природой (биологов, медиков и смежные с ними); во-вторых, она распространяется на все биомедицинские
исследования вне зависимости от того, имеют ли они прямую связь с лечением больных; в-третьих, она включает в себя
социальные вопросы, связанные с контролем за популяционными процессами; в-четвертых, она касается проблем
существования животных и растений, соблюдения экологических требований; в-пятых, биоэтика ориентирована на процессы
принятия решений и поэтому является сферой оценки практического действия.
Вместе с тем современная биомедицинская этика отличается и от традиционной медицинской этики, которая является
профессиональной этикой. Преобладающее внимание она уделяет правам и обязанностям врача по отношению к пациентам,
а также нормативному регулированию взаимоотношений между медицинскими работниками.
Предметом биомедицинской этики является нравственное отношение общества в целом и профессионалов-медиков в
особенности к Человеку – его жизни, здоровью, смерти; она выдвигает на первый план защиту жизни и здоровья человека.
Принципами биомедицинской этики являются следующие:
– принцип «не навреди»;
– принцип «делай благо»;
– принцип уважения автономии пациента;
– принцип справедливости.
Начальные формы биомедицинской этики, основанной на врачебной этике, восходят к знаменитой «клятве Гиппократа»
– древнегреческого врача V – IV вв. до н.э. Клятва обосновывала нравственность поведения врача, исходя из принципа блага
пациента (поскольку врач в своих действиях всегда руководствуется благом больного, постольку то, что он предписывает, не
должно нуждаться в каких-либо других санкциях, в том числе и со стороны больного).
Биомедицинская этика опирается на фундаментальные положения экологической этики и биоэтики, но, прежде всего –
на те общечеловеческие ценности, которые выработаны обществом в процессе всей его жизнедеятельности, но имеют
особый смысл и специфику в медико-биологической деятельности. Первостепенное значение для биомедицинской этики
имеет тема отношения к жизни и смерти человека, и поэтому к числу ее наиболее острых и актуальных проблем относятся:
проблема аборта, эвтаназии, пересадки человеческих органов и тканей, генной инженерии, клонирования человека и др.
Моральные проблемы искусственного аборта. Право человека на жизнь – это право, распространяющееся на все
этапы его бытия – от зачатия до смерти. Именно с этой позиции следует рассматривать непрекращающиеся споры по поводу
искусственного прерывания беременности – абортов.
Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно
вызванным абортом. Во многих странах мира общественность проявляет повышенное внимание к этому вопросу. При этом
озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов (материнская смертность и бесплодие), так и морально-
правовые – проблемы его допустимости на разных сроках беременности и законодательной регламентации.
Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, философии, психологии, юриспруденции, теологии. Еще в
Древней Греции Клятва Гиппократа запрещала врачу прерывание беременности. В эпоху раннего христианства аборт
отождествлялся с убийством человека. В Средние века уничтожение плода каралось смертной казнью. В 1649 г. в России была
введена смертная казнь за аборт; отменена она была столетие спустя.
В 1852 г. Парижская медицинская академия этически оправдала аборт ввиду большого количества материнских смертей
после кесарева сечения.
Однако через несколько лет (во второй половине XIX в.) руководство Американской медицинской ассоциации
выступило за запрещение аборта на том основании, что плод представляет собой живое существо с момента зачатия, а не с
момента появления ощущаемых матерью движений его тела. Исследования показали, что сердцебиение возникает у плода на
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- …
- следующая ›
- последняя »