ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИКИ
1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ
1.1. Общая характеристика этики
Этика – одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность в осмыслении отношения человека к
человеку появилась очень давно, на самой заре цивилизации. Характерные этические рассуждения содержались уже в
первых письменных свидетельствах человечества.
В древнеегипетском папирусе Присса (IV тыс. до н.э.) неизвестный автор сетовал по поводу извечной проблемы: «Жизнь
теперь не та, что была прежде; дети не слушаются родителей». В этих немногих словах формулируется основной круг
этических представлений о том, что, во-первых, люди могут вести себя хорошо или плохо; во-вторых, хорошая, правильная
жизнь заключается в послушании и, в-третьих, действия отдельных людей могут влиять на течение общественной жизни.
Но одна проблема еще не составляет этики. В качестве системы взаимосвязанных проблем и соответствующих понятий
этика возникла значительно позже – в I тыс. до н.э. В первой половине тысячелетия греки начинают употреблять слово
«этос», которое сначала обозначало «привычное место обитания», «жилище», «звериное логово», а уже потом – «привычки»,
«нрав», «характер», «темперамент». Впоследствии от слова «этос» был образован термин «этика». Однако греческое
происхождение термина не является свидетельством того, что и сам феномен возник в одном единственном культурном
центре. Этика появилась практически одновременно, по крайней мере, в четырех независимых друг от друга культурах:
1) в Палестине VIII – IV вв. до н.э. – в учениях иудейских пророков Исайи, Илии, Осии и др. о том, что чистота сердца важнее
следования закону;
2) в Древней Индии VI – V вв. до н.э. – в брахманических и буддийских идеях дхармы и кармы, согласно которым
каждый поступок человека, как добрый, так и дурной, не проходит бесследно, и даже влияет на последующие рождения;
3) в Древнем Китае V – IV вв. до н.э. – в виде конфуцианского учения о «дэ» как свойстве, отличающем «благородного
мужа» от «низкого человека», и даосского учения о «дао» – законе, определяющем путь движения всех вещей во вселенной;
4) в Древней Греции V – IV вв. до н.э. – как одна из трех составных частей философии, рассматривающая связь между
нравом, словом и природой.
Несмотря на различное происхождение, идеи, лежащие в основании этих этических систем, очень близки друг другу. В
их основе лежит одна общая идея о том, что отношением человека к миру определяется ответное отношение мира к
человеку.
Этику часто называют «практической философией». Как термин и особая систематизированная дисциплина этика
восходит к Аристотелю (IV в. до н.э.): впервые она встречается в названии всех трех его сочинений, посвященных проблемам
нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Для него это некая сумма знаний и поучений,
касающихся духовных качеств человека. После Аристотеля этика первое время оставалась одним из типичных названий
философских произведений. В научном обиходе понятие «этика» закрепляют стоики (с III в. до н.э.), они стали считать ее
(наряду с физикой и логикой) одной из трех частей философии. Затем словом «этика» стали обозначать область
философских знаний, изучающую человеческие добродетели, или учение о нравственности, исследующее жизненную
мудрость, в рамках которого люди пытались понять, что такое счастье и как его достигнуть.
Интересно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «mos» – смысловой аналог
греческого слова «этос». Во множественном числе («mores») оно было использовано римским оратором Цицероном (I в. до
н. э.) при переводе аристотелевских текстов. Слово «мораль» можно перевести: во-первых, как «нрав», «обычай»,
«характер»; во-вторых, как «закон», «правило», «предписание».
Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из них возникают свои
определения. Русское слово «нравственность», происходящее от корня «нрав» попало в словарь русского языка в XVIII
столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синонимы.
Первоначально понятия «этика», «мораль», «нравственность» были тождественны и обозначали сферу нравов, обычаев,
общепризнанных правил поведения. Позже они получили собственное содержание: этика – это теория, наука; а мораль и
нравственность – реальные явления в жизни человека и общества.
В обыденном сознании понятия морали и нравственности употребляются как синонимы. С теоретической же точки
зрения согласно традиции, идущей от Гегеля, значение этих двух понятий принято различать:
• нравственность с этой позиции происходит от слова «нравы» и подразумевает поведение, соответствующее
общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственность предполагает, что индивид должен соблюдать
принятые правила поведения, подчиняться традиционному образу жизни, который выступает критерием добродетели;
• мораль – вся сфера морального сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивидуальные моральные
убеждения. Это более обобщенное и сложное понятие, чем нравственность.
Итак, мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравственность – к действию. Вот почему необходимо
придерживаться следующего определения этики: «Этика – наука о морали и нравственности».
1.2. Происхождение и эволюция нравственности
Вопрос о происхождении нравственности возник еще в древности. Мыслители выводили нравственные нормы из
естественной природы человека, приписывали их авторство Богу и т.д.
Чтобы понять причины возникновения нравственности, необходимо обратиться к такому явлению, как культура.
Уникальность этого явления заключается в том, что оно сугубо человеческое. Культура возникает на определенном
историческом этапе как совершенно новый, небиологический способ детерминации поведения.
В процессе эволюции человека животные инстинкты в нем постепенно подавляются. Их функции берут на себя
социальные институты первобытного общества, которые предписывают человеку, как ему вести себя в той или иной
ситуации. Смена биологических регулятивов социальными привела к более эффективной адаптации человека к окружающей
среде. Благодаря этому стала возможной быстрая и гибкая реакция на изменяющиеся условия жизни. Фактически с этого
момента человечество, уже не меняясь биологически, беспрерывно растет, осваивая гигантские территории.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »