Основы этики. Есикова М.М. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

нравственного сознания и поведения (справедливости, долге, ответственности, достоинстве и т.п.), о происхождении и
историческом развитии морали и т.д. Самостоятельными составными частями теоретической этики являются:
история нравственности;
история этических учений.
Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Современными
ее разновидностями являются:
биомедицинская этика;
предпринимательская этика;
этика науки;
педагогическая этика;
политическая этика и т.п.
Появление прикладной этики обусловлено тем, что в некоторых сферах общества нравственная жизнь приобретает
особую интенсивность. Это происходит по разным причинам.
Во-первых, характер нравственных отношений может существенно меняться из-за чрезмерного усиления каких-то
других, внеморальных факторов. Например, в хозяйственной деятельности особую роль приобретают соображения
материальной пользы, прибыли, рентабельности и т.д. Это вмешательство меркантильных соображений вынуждает
проводить грань между добром и злом как-то иначе, чем принято, скажем, для дружеских или бытовых отношений. То же
касается и политической сферы.
В период войны, к примеру, резко возрастает значение эффективности тех или иных действий, поскольку цена успеха или
провала военных операций выражается множеством человеческих жизней, не говоря уже о разрушении материальных
ценностей. В этих условиях преобладающую роль получает государственный интерес и государственная целесообразность,
тогда как интересы отдельно взятого человека оттесняются на второй план. Поэтому конфликты решаются иначе, чем в
мирное время.
Во-вторых, характер нравственных отношений может существенно обостряться в связи с изменением субъектов или
объектов этих отношений. Люди, которые оказываются в пограничных ситуациях между жизнью и смертью чувствуют и
ведут себя иначе, чем в повседневной жизни. Поэтому возникает необходимость особых нравственных ограничений в
отношениях между врачами и пациентами, здоровыми и больными людьми. На этой основе сложилась биомедицинская
этика, исследующая проблемы эвтаназии (искусственного прекращения жизни неизлечимо больного, испытывающего
непереносимые страдания), трансплантации органов, врачебной тайны и т.п.
В-третьих, содержание нравственной жизни кардинально меняется в тех точках социального пространства, где
происходит соприкосновение людей высокого или среднего морального развития с людьми, моральный уровень которых
крайне низок. Преступная среда, например, создает особую «субкультуру» с нормами и ценностями, отличными от норм и
ценностей всего общества. Конструктивный диалог с подобными лицами возможен только в том случае, если, по крайней мере,
одна из сторонпредставляющая интересы всего обществасвободно ориентируется в нравах другой стороны и ведет себя с
учетом имеющейся информации. Отсюда необходимость в разработке особой отрасли прикладной этикикриминологической.
В-четвертых, исходное неравенство субъектов нравственных отношений бывает обусловлено тем, что одна из сторон
находится на стадии становления и поэтому обладает нравственностью лишь в зачаточной форме. Такими являются
отношения между воспитателями и воспитанниками. Особую трудность для воспитательной практики представляет
проблема оптимального соотношения между самостоятельностью и внешней регламентированностью в поведении
воспитуемых. Степень оптимальности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Широкий спектр
подобных проблем изучается педагогической этикой.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое этика, каков ее предмет и основные задачи?
2. Дайте определение нравственности.
3. Как взаимосвязаны понятия «этика», «мораль», «нравственность».
4. В чем отличие морали от других форм общественного сознания?
2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ ИДЕЙ (КРАТКИЙ ОЧЕРК)
2.1. Античная этика
Этика софистов. Основателями античной философии выступили представители натуралистических школ. Но в
первую очередь их волновала не этика, а природа. В этической области их суждения обычно основывались на житейской
мудрости. Этика же становится главной темой после Пифагора, Парменида и Демокрита, когда философские интересы
переместились с природы на общество. В этой связи первой этической школой явилась школа софистов, самым известным
из которых был Протагор.
Протагор (480 – 410 до н.э.) выдвинул принцип, согласно которому человек есть мера всех вещей. Софисты считали, что законы
морали устанавливаются не богами, а людьми. Абсолютных моральных добродетелей не существует. Добро и зло относительны,
более приемлемо то, что полезнее. Протагора считают основателем прагматической, субъективистской и релятивистской этик.
Впервые у софистов появляется идея равенства всех людей. Так, согласно Антифонту, люди от рождения все равны в
социальном отношении.
Этика софистовэто этика добродетелей, среди которых они чаще других выделяли мудрость, справедливость,
умеренность и честность.
Этика Сократа. Сократ (469 – 399 до н.э.) считал, что человек отличается от других живых существ своей душой,
способностью мыслить и быть моральным. Он призывал человека познать свою душу и выявить подвластные разуму
добродетели. Сократ не был согласен с моральным релятивизмом софистов. Он был согласен с ними в том, что человек сам
должен обрести понимание добра и зла, справедливости, счастья и т. д., но общезначимая трактовка главных нравственных
категорий должна существовать. Сократ считал, что невежествоэто всегда зло, а образованный человек всегда
добродетелен. Поэтому только благодаря знаниям человек становится свободным и живет добродетельно, т.е. счастливо.