ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Мораль возникла на заре человечества в первобытном обществе. Жизнь первобытного человека была жестко
регламентирована многочисленными ритуалами в форме запретов (табу), обычаев, обрядов, которые требовали от людей
однотипных поступков в условиях повторяющихся и сходных ситуаций. Но это была еще не мораль, поскольку многие
обычаи не имели нравственного характера.
Основным показателем нравственности является отношение к человеку не как к вещи, а как к высшей ценности. Такое понимание
человека постепенно начинает вызревать в действиях древних людей: это обычаи, связанные с регламентацией выбора пищи,
способов ее приготовления, устройством жилища, делением добычи поровну, уважением к старшим. Зачатки нравственности
просматривались в появлении таких правил, как приветствование кого-то при встрече, извинение за беспокойство, предложение
гостю лучшего куска и т.д.
Обычаи, традиции, заповеди отличаются от современных нравственных норм. Они конкретны, детально регламентированы, тесно
связаны с другими сторонами жизни человека (например, с гигиеной и т.п.), требуют от него необходимого действия, не касаясь
внутренней мотивации, и распространяются на ограниченное число людей. По отношению к другим общностям этих нравственных
правил не существует. Представителя чужого племени можно и обмануть, и ограбить, и убить – это поощряется, считается
доблестью.
Мораль первобытного общества характеризуется простотой, неполной отвлеченностью от архаических обычаев,
неразвитостью и не вполне самостоятельным положением индивида в обществе. Человек с самого раннего возраста попадал
в строгую систему моральной регламентации и испытывал на себе настойчивое воздействие коллектива. В нем постепенно
вырабатывалась потребность поступать, действовать как и все члены его рода, и все, что ему внушали, со временем
перерастало в его жизненные принципы.
Равенство индивидов предполагалось само собой, поэтому оно еще не выступало в качестве особого требования.
Справедливость имела в основном коллективный характер, предусматривала различные права и обязанности индивида перед
родом.
В результате в данный период формируются простейшие моральные требования к человеку как члену рода –
выносливость, смелость, почитание старших, способность безропотно переносить лишения, чувство равенства в делении
добычи и т.д. В то же время другие формы личных взаимоотношений в быту регулировались обычаями, ритуалами
религиозно-мифологического порядка.
Главным отличием традиционных форм нравственности от современных является их нерефлексивность. Иными
словами, они воспроизводятся силой массовой привычки, властью общественного мнения или каким-либо авторитетом, а не
в результате разумного выбора.
Нравственное поведение появилось раньше морального сознания. Но затем мораль как бы отслаивается от реальной
практики поведения людей в идеальную, долженствовательную сферу, сферу морального сознания.
Важным этапом в развитии нравственности стало выдвижение в качестве нравственного критерия разума. Критический
взгляд на традиционную систему нравственных отношений привел к вычленению ее существенных элементов. Собственно, с
этого момента и возникает нравственность в современном смысле этого слова. Благодаря новому статусу разума начинает
происходить отбор или формулировка норм, лишенных каких-либо этнических и социальных особенностей, т.е.
универсальных и общеобязательных.
Этот этап истории этики зафиксирован в различных культурах. Например, в античности он наступает в IV в. до н.э.
Деятельность софистов, и особенно Сократа, приводит к тому, что множество обыденных нравственных представлений
подвергается тщательному анализу и критике.
При этом следует заметить, что развитие нравственности нельзя воспринимать как равномерное поступательное
движение, однако каждый новый этап имел определенное прогрессивное значение. Так, например, мировые религии
Средневековья – христианство и ислам – способствовали распространению идеи равенства людей независимо от их
национальности и социальной принадлежности. И хотя это равенство трактовалось специфически, как равенство перед
Богом, эта идея все равно была огромным шагом вперед, ведь достаточно вспомнить, что в античной Греции времен
Аристотеля раб вообще считался не человеком, а неким «говорящим орудием». Новое время, следующее за Средневековьем,
также обогатило нравственное сознание. Весьма плодотворной оказалась, например, идея «естественных» прав и свобод
человека, впоследствии зафиксированная в буржуазных конституциях (Франции, США и др.).
Важным в развитии нравственного сознания является период немецкой классической философии (конец XVIII – начало
XIX вв.). Творчество немецких мыслителей отразило существенный момент в самоопределении нравственности. Так, И.
Кант в своих трудах рассматривает мораль как автономную, не зависящую от религии, права, экономики область. Такое
признание свидетельствовало о том, что, пройдя длительную эволюцию, нравственность к этому времени утвердилась как
самостоятельная форма общественного сознания. Иными словами, наука этика окончательно выделила свой предмет. Это
обстоятельство дало возможность полноценного исследования структуры, свойств и специфических функций нравствен
ности.
1.3. Структура этики
Структура этики включает в себя широкий спектр проблем теоретического, историко-философского и прикладного
характера; отражает динамику развития этической мысли от древности до наших дней.
Структуру этики как науки выражают исторически закрепившиеся за ней функции:
− определение границ нравственности в системе человеческой деятельности;
− теоретическое обоснование нравственности (ее становления, сущности, социальной роли);
− критически ценностная оценка нравов (нормативная этика).
Данная структура очерчивает круг главных проблем, исследуемых этикой:
− этические взгляды, идеал (т.е. этическое знание);
− разработка и раскрытие нравственных категорий этики;
− выявление взаимосвязи, отношений этического сознания к объективной реальности, влияния их друг на друга.
В самом общем плане этика делится на теоретическую и прикладную.
Теоретическая этика направлена на исследование системы нравственности вообще. Она включает в себя учение о
сущности, специфике и функциях морали, о ее связи с другими сторонами человеческого бытия, об отдельных элементах
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »