Проблемы этики. Есикова М.М. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть особенности трактовок сущности свободы и ее основных
параметров в светских и религиозных учениях. В реальном опыте обнаруживаются негативныйсвобода от чего-то») и
позитивныйсвобода для чего-то») аспекты свободы. Определение свободы подразумевает характеристику действия со
знанием объективных обстоятельств не по принуждению и в условиях выбора альтернативных возможностей. В этической
мысли основной акцент делается на социально-нравственном измерении свободы, а в религиознойна сакрально-духовном.
Второй вопрос требует раскрытия диалектики внешней и внутренней свободы в ее различных проявлениях: внутренняя
свобода при внешней несвободе, внешняя свобода и внутренняя несвобода, сбалансированное сочетание внешней и
внутренней свободы. Если в светской традиции существуют варианты подходов к разрешению противоречия объективного и
субъективного в свободе, то в религиозной традиции безоговорочно утверждается приоритет внутренней свободы, которая
связана с творческой задачей, поставленной Богом перед человеком.
При изложении третьего вопроса следует рассмотреть соотношение феноменов человеческой субъективности и
свободы. Существует радикальное расхождение историко-этических позиций в оценке роли страстей, воли, разума как
условий реализации истинной свободы. В религии фундаментальным основанием и условием подлинной свободы выступает
религиозная вера. В соответствии с такой установкой в религиозных концепциях разрабатываются пути раскрепощения и
освобождения человека из-под власти страстей. В целом нужно указать, что действительная свобода формируется и
реализуется на основе синтеза рациональных и иррациональных компонентов человеческой природы.
Освещение четвертого вопроса предполагает выделение и анализ ограничителей свободы: простейшие нравственные
нормы, имеющие конкретно-исторический характер заповеди, особые формы этики (профессиональной, хозяйственной и
т.д.). Социокультурные табу несут не только отрицательно-запретительный, но и положительный смысл, который
проявляется во внутреннем принятии ценностей и идеалов. Важно акцентировать внимание на взаимосвязи свободы и
нравственного долга (М. Бахтин, Ж. П. Сартр, К. Ясперс), причинах отказа людей от свободы (Э. Фромм), критике свободы
произвола в русской моральной философии (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой), религиозной аргументации
общечеловеческой и личностной ответственности (индуизм, конфуцианство, христианство).
Литература
1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
2. Соловьев В. С. Оправдание добра: Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1.
3. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
4. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
5. Дубровский Д. И. Проблема добродетельного обмана // Философские науки. 1989. 6.
ВОПРОСЫ
9 Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда
спешит избежать?
9 Считаете ли Вы себя нравственно свободным человеком?
9 Как Вы понимаете утверждение Эпиктета: «Разумный человек всегда свободен, ведь свободным называется тот, кто
может действовать так, как он хочет, а разумный человек всегда действует так, как он хочет, ибо он хочет того, что для него
возможно»?
9 «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее» (Абай).
Согласны ли Вы с этим утверждением?
Тема 8
ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУДЬБА
1. Эволюция представлений о судьбе в истории общества
2. Структура судьбы и сценарий ее реализации
3. Счастливая и несчастная судьба: критерии оценок
При анализе первого вопроса необходимо рассмотреть исторические модификации осмысления судьбы в европейской
культуре: фатально-героическую (античность), сакрально-фаталистическую (средневековье), антропоцентрическую
(Возрождение), натуралистическую (Просвещение), эволюционную (XIX век), технократическую (XX век). В религиозной
традиции индивидуальная судьба человека объясняется фаталистически, но при этом обосновывается как жесткая (ислам,
иудаизм, христианство), так и мягкая форма (конфуцианство, даосизм, индуизм) предопределения жизненного пути человека
Высшей Реальностью. В связи с обострением социокультурных противоречий в XX веке проблема судьбы получает
трагическое звучание в экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс). В современном обществе происходит повышение
интереса к астрологии и хиромантии, усиление внимания науки к прогнозированию судьбы отдельного человека и общества
в целом.
Раскрытие второго вопроса предполагает выделение и характеристику структурных элементов судьбы (фортуна, фатум,
призвание, свобода воли) в их взаимосвязи и единстве.
В современных этических, психологических и теологических концепциях получили всестороннюю разработку два
главных способа реализации судьбы: быть самим собой и быть другим. Важнейшим средством формирования жизненного