Проблемы этики. Есикова М.М. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ
В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. Отношение к смерти в истории общества
2. Религиозные учения о потусторонней реальности и жизни после смерти
3. Современная танатология: естественнонаучные, нравственные и психологические аспекты
При рассмотрении первого вопроса следует подчеркнуть то огромное влияние, которое оказывает отношение к смерти
на качество жизни и смысл существования конкретного человека и общества в целом. В истории человеческой цивилизации
существуют разнообразные представления о смерти: мифологические в архаичных обществах, мужественно-
оптимистические в антично-римскую эпоху (Аристотель, стоики, Эпикур), трагическо-пессимистические в средневековье
(Августин), пантеистические в Новое время (Спиноза, Гете, Гегель), романтические (Шопенгауэр, Ницше) и этические (Л. Н.
Толстой) в XIX веке. Отношение к смерти изменяется в зависимости от уровня социокультурного развития общества и его
системы духовно-нравственных ценностей.
С древнейших времен существует тесная связь взглядов на смерть с религиозными воззрениями, которая определяется
исходным положением любой религии о наличии у человека души, продолжающей жить после смерти тела. Религиозная
эсхатология включает описание потусторонней реальности, ее признаков и структуры (царство духов, рай, ад), конца
посмертного опыта (Страшный суд), путей и способов перехода в инобытие в момент смерти. В религиях мира существуют
серьезные расхождения в понимании методов и сроков подготовки человека к загробной жизни.
Третий вопрос требует анализа различных аспектов танатологической проблематики, получивших освещение в
современных философско-этических, научных и религиозных теориях. В экзистенциализме (Ж. П. Сартр, М.
Хайдеггер) акцентируется внимание на чувстве одиночества человека перед лицом смерти, психоанализе (З. Фрейд, Э.
Фромм) – на биологическом и социокультурном объяснении инстинкта смерти и его влиянии на поведение и жизнь
человека. Сенсационные открытия реаниматологии и психотерапии в XX веке заставляют по-новому взглянуть на границы
смерти и ее принципиальные характеристики (Р. Моуди, К. Осис, Э. Харалдсон и другие), глубинные проявления
человеческой психики (С. Гроф, Р. Тарнас и другие). Одним из ярких ответов религии на последние достижения
медицины является работа современного православного богослова С. Роуза, в которой выделяются и обосновываются
несоответствия выводов новейших реаниматологических учений с христианской традицией. Успехи реаниматологии
поставили ряд серьезных этических (эвтаназия) и психотерапевтических (отношение человека к собственной смерти и
смерти близких людей) проблем. Стремление к увековечиванию, преодолению смерти получает воплощение в
символических видах бессмертия: биологическом, творческом, теологическом, натуралистическом, чувственном.
Всеобщность смерти выступает социально значимым фактором объединения людей, сопричастности их судеб. Объективное
изучение феномена смертиглавное средство борьбы со страхом смерти.
Литература
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
2. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1999.
3. Жизнь земная и последующая. М., 1991.
4. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991.
5. Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993.
6. Мень А. Тайна жизни и смерти. М., 1992.
7. Фролов И. Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985.
ВОПРОСЫ
9 Наука утверждает, что человекединственное существо, которое осознает свою смерть. Как Вы думаете, для чего
человеку дана возможность осознания факта смерти?
9 Связывается ли у Вас мысль о смерти с желанием как можно больше успеть сделать?
Тема 11
ЛЮБОВЬУНИВЕРСАЛЬНАЯ ОСНОВА
И ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
1. Природа любви и ее основные признаки
2. Противоречивый характер любви и формы его проявления
3. Способы реализации любви
4. Любовь и семейно-брачные отношения
При изложении первого вопроса необходимо показать, что в реальном опыте этико-философских и религиозных
размышлений складываются две основные модели любви: как созерцательно-эмоционального состояния и как поведения.
Первая модель подразумевает интенсивное переживание любовного предмета в его уникальности. Ее характеристиками
выступают чувство переполняющей радости, вдохновение, благоговение, максимальная сосредоточенность на предмете
любви. Любовь как поведение фиксирует конкретные действия, обращенные на предмет любви, которым присущи такие
черты, как забота, уважение, ответственность и другие. Во всех религиях любовь провозглашается в качестве одного из
атрибутов высшей реальности, но только в христианстве ей придается значение всеобщего закона бытия, идеала. В