ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
пути выступает родительское программирование, закладывающее основы отношения человека к самому себе, другим людям,
собственной судьбе.
Анализ третьего вопроса целесообразно начать с обоснования положения о том, что понимание счастья человеком в
решающей мере предопределяет оценку его судьбы. Духовный опыт человечества показывает, что средства, ведущие к
счастью, нельзя отождествлять с самим счастьем, что качественной характеристикой счастья является состояние
длительного и полного удовлетворения, радости, что счастье – это награда личности за добродетельную жизнь, которую
надо заслужить. Религиозно-этические учения придают большое значение вопросу как стать достойным счастья,
взаимодействию в судьбе человека счастья и несчастья.
Литература
1. Гусейнов А. А., Апресян Р. П. Этика. М., 1998.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
3. Попов Л. А. Этика. М., 1998.
4. Татаркевич В. О. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.
5. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения.
М., 1991.
6. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
ВОПРОСЫ
9 Почему в этике идеальным представляется счастье мудреца?
9 Как соотнести критерий длительности счастья с тем, что каждый знает на практике: счастье мимолетно?
Тема 9
ЭТИКА И РЕЛИГИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
1. Потребность человека в осмыслении жизни
2. Этические и религиозные интерпретации проблемы смысла жизни
3. Проблема утраты смысла жизни в XIX – XX веках и варианты ее разрешения
Изложение первого вопроса следует начать с доказательства близости понятий «смысл» и «ценность», выявляющих
отношение человека к значимым для него объектам. Стремление к поиску и осуществлению смысла своей жизни выступает
важнейшей потребностью человека. В ее основе лежит способность человека как духовного существа выходить за пределы
своего повседневного бытия. Смысл жизни относится к разряду высших ценностей и идеалов, определяющих духовное
содержание жизни личности.
Второй вопрос предполагает анализ основных результатов светских и религиозных поисков целей человеческой жизни.
В истории философской мысли существовали различные концепции смысла жизни. Он усматривался в стремлении к
счастью посредством развития лучших качеств человека (Аристотель, Эпикур), реализации творческих способностей
личности (эпоха Возрождения), выводился из духовных аспектов человеческого бытия (Г. Риккерт, С. Л. Франк).
Религия исходит из того, что конечное предназначение человека лежит за пределами его земного существования.
Смысл жизни заключается в приобщении к Священному через личностное самосовершенствование и спасение.
При изложении третьего вопроса важно охарактеризовать этические и религиозные варианты решения проблемы
утраты смысла жизни в XX веке. Согласно экзистенциализму (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер), смысл жизни состоит в
реализации человеком своего предназначения. Отсюда основное смысложизненное требование – быть самим собой. В
русской религиозной философии (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой) утверждается соборное
начало, в котором индивидуальность получает новое содержание. Основой смысла жизни человека является нравственная
основа национальной традиции.
Литература
1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
3. Франк С. Л. Смысл жизни // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
4. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов М., 1989.
5. Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика. Минск, 2000.
ВОПРОСЫ
9 Ф. М. Достоевский говорил, что надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Вы с этим согласны?
9 «В раю больше запретов, чем в аду», – гласит еврейская пословица. Как Вы понимаете ее смысл?
Тема 10
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »