Проблемы этики. Есикова М.М. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

христианском вероучении получают обоснование признаки любви (жертвенность, смирение, прощение, бескорыстность),
заповедь любви к ближнему, принцип ненасилия как единственное средство преодоления враждебности между людьми.
Освещение второго вопроса предполагает выявление и раскрытие внутренних противоречий любви, связанных с ее
сущностью и особенностями: между идеальной и реальной любовью, бескорыстной и обладательной, любовью как свободой
и как зависимостью (Н. А. Бердяев, К. Льюис, Ж. П. Сартр, Э. Фромм). В решающей мере если не разрешение, то
хотя бы смягчение указанных противоречий реальной любви, зависит от способности людей адекватно оценить и
спрогнозировать состояние любовных отношений, их готовности к серьезной работе по самосовершенствованию.
Рассмотрение третьего вопроса предполагает анализ альтернативных вариантов единения в любви: телесного и
духовного. Культуры Востока изначально были ориентированы на поиск гармоничного синтеза физической и духовной
любви.
В соответствии с такой установкой чувственная близость не сводится к биологическому акту, а понимается как
сакральный ритуал, способ духовного преображения людей в результате соединения индивидуальной энергии человека с
силами Космоса. В западной культуре отношение к телесному и духовному проявлениям любви было противоречивым,
изменялось в различные исторические периоды от утверждения приоритета чувственной любви (античность, Возрождение,
Просвещение) до возвышения духовной любви (средневековье, Реформация, XIX век). В XX веке в этико-философских
учениях разворачивается, с одной стороны, критика недооценки телесной природы человека (В. В. Розанов, З. Фрейд), а с
другойсексуального чувства, лишенного нравственных оснований (Н. А. Бердяев, С. Л. Франк).
Самым распространенным воплощением любви является брак. Раскрывая четвертый вопрос, необходимо отметить, что
у каждого народа или у религии, или у философских течений существуют свои взгляды на это. Семья последовательно
прошла через четыре исторические формы своего существования (кровнородственная, пуналуальная, парная, моногамная) и
должна развиваться по мере развития общества. Институт бракастарейшая общественная организация человеческих,
межполовых отношений. И неважно, каков вид брака: моногамный или полигамный, главное, что любящие люди
соединяются в желании жить вместе, вести хозяйство, делить невзгоды и радости, растить своих детей.
Литература
1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1999.
2. Кон И. С. Сексуальность и нравственность // Этическая мысль. М., 1990.
3. Льюис К. С. Любовь // Вопросы философии. 1989. 8.
4. Соловьев В. С. Смысл любви: Избр. произведения. М., 1991.
5. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. М., 1990.
6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.
21.
7. Иванова Л. Любовь: что надо знать о ней молодым и пожилым. М., 1999
ВОПРОСЫ
9 Как сохранить верность требованиям заповеди любви в ситуациях, где терпимость и уступчивость невозможны?
9 В какой мере этика любви допускает добродушие?
9 Охарактеризуйте понятия «любовь-страсть» и «любовь-жалость».
9 Как Вы считаете, почему «от любви до ненависти один шаг»?
Раздел III
Проблемы прикладной этики
Тема 12
Этика науки
1. Системно-исторический подход к науке
2. Научное познание и моральные ценности
3. Социально-этическая ответственность ученых
4. Плагиат в науке
Раскрывая первый вопрос, необходимо отметить, что анализ этических проблем современной науки предполагает
рассмотрение их в контексте:
современного общественно-исторического развития;
развития самой науки;
развития самосознания науки.
Развитие науки приводит к тому, что дальнейшие его перспективы с неизбежностью становятся объектом
общественного интереса и определяются в зависимости от потребностей общества. Важное значение имеет и то, что
современная наука, вызывая ощутимые изменения в сфере материального производства, становится одним из решающих
факторов социальных преобразований, роста образования и культуры и тем самым способствует развитию природы самого
человека.