ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
1. Проблема преемственности в истории этических учений
2. Этические концепции Платона и Аристотеля
3. Духовная оппозиция в эпоху средневековья
4. Этические поиски Нового времени
5. Этика «всеединства» о смысле жизни
6. Простые нормы нравственности и их историческая судьба
7. Нравственность на пороге XXI века
8. Современная экологическая этика
9. Рыцарский образец поведения: от средних веков до наших дней
10. История идей гуманизма
11. Нравственный конфликт и его разрешение
12. Проблема смысла жизни в религиозных учениях Востока
13. Специфика морального конфликта
14. Общечеловеческие ценности и глобальные проблемы мирового развития
15. Будущее человечества: прогнозы, гипотезы, проекты
16. «Право на смерть»: аргументы «за» и «против»
17. Нравственная оценка богатства в различных моральных системах
18. Половая мораль и ее историческое развитие
19. Любовь как основа нравственности в христианской этике
20. Значение культуры этикета в жизни общества
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
АВТОРИТАРИЗМ – одна из форм догматизма, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований.
Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим обоснованием ее требований является указание на
авторитетное лицо, от которого исходят эти требования. А. наиболее характерен для религиозных учений, в которых
обоснованием морали является воля Бога.
АНТИНОМИЯ – противоречие между суждениями, каждое из которых логически доказуемо.
АСКЕТИЗМ – моральный принцип, предписывающий людям отказ от мирских благ и наслаждений ради достижения
нравственного самосохранения. Аскетические правила направлены на укрепление воли удержанием человека от постыдных
слабостей (гурманства, лени, сладострастия).
ВОЛЮНТАРИЗМ – характеристика личной позиции, поступков человека, отличающихся явным произволом. Следуя
этому принципу, человек произвольно определяет свою нравственность независимо от общественных норм и установок, что
в итоге ведет к аморализму.
ГЕДОНИЗМ – способ обоснования морали, основная цель которого – получение наслаждения и избежание страдания.
Как нравственный принцип, Г. предписывает людям стремление к земным радостям.
ГУМАНИЗМ – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага
человека как критерия оценки общественных отношений.
ИМПЕРАТИВНОСТЬ – понятие фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных требований.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – методологический принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее
исследовании и отдающий предпочтение внерациональным формам ее постижения.
КАРМА – понятие древнеиндийской этики, выражающее представление о зависимости человеческой жизни от
совершенных ранее поступков. Этический аспект этого понятия заключается в том, что зло в конечном счете непременно
приведет к несчастью, а творение добра предопределяет счастье.
КОНФОРМИЗМ – социальная ориентация, складывающаяся в результате пассивного, приспособленческого принятия
готового порядка вещей.
НАТУРАЛИЗМ – принцип обоснования нравственности, сущность которого состоит в стремлении, во-первых,
объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной и неизменной природы человека;
во-вторых, строить этические теории, опираясь на данные и методы естественных наук.
НИГИЛИЗМ – принцип, означающий отрицание общих для всех моральных норм и идеалов, непризнание любых
общественных авторитетов.
НИРВАНА – одно из главных понятий в философско-этическом мировоззрении Древней Индии, рассматриваемое как
особое психологическое состояние, связанное с отсутствием желаний и достижением внутренней гармонии, устраняющей
необходимость любого внешнего проявления.
ПАРАДИГМА – понятие, означающее совокупность теоретических и методологических установок, принятых научным
сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца при решении научных
проблем.
ПРАГМАТИЗМ – направление в философии морали, основной этический принцип которого гласит: добро есть то, что
отвечает какой-либо потребности.
РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории морали, которое пытается найти универсальный моральный принцип, из
которого можно было бы логически вывести все конкретные нравственные требования применительно к различным
ситуациям.