Проблемы этики. Есикова М.М. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3. Моральный статус животных и экологическое сознание.
При освещении первого вопроса предлагается проанализировать различные взгляды западных ученых (Л. Уайта, Б.
Миллера, П. Сингера, Дж. Барра и других) на проблему культурно-исторических предпосылок современного экологического
кризиса. Американский исследователь Л. Уайт усмотрел причину исчезновения гуманности в отношении к природе в
нравственно-религиозных нормах христианства с его антропоцентризмом. Этот тезис был поддержан А. Тойнби, Г. Коксом,
Т. Мертоном и другими. Историк и культуролог А. Тойнби считает назревшей практической задачей осуществление
«религиозной контрреволюии», то есть отказ от негативного монотеистического опыта «обживания» Земли и ориентация на
древний языческий пантеизм и восточные культы (даосизм и буддизм) как основу гуманного мышления и поведения.
Раскрывая второй вопрос необходимо отметить, что в последние годы внимание ученых сконцентрировано в основном
на определении ценностного статуса природы и животных. Еще в конце XIX века английский ученый Г. Солт,
возглавлявший Общество по предупреждению жестокого обращения с животными, говорил, что законодательная практика
борьбы с жестокостью по отношению к животным является косвенным признанием прав животных. Позднее ученые пришли
к выводу, что вопрос о «правах» животных содержит два аспекта: имеют ли люди обязательства перед животными и
являются ли животные субъектами морали? Представители европейской культурной традиции на первый вопрос отвечали
утвердительно, а на второй давали отрицательный ответ, что, однако, не означало оправдания жестокого обращения с
животными. Радикальные защитники прав животных П. Сингер и Т. Риган, например, признавая интересы животных
равными интересам людей, призывают к вегетарианству и отказу от использования животных в экспериментах.
Анализируя третий вопрос нужно сказать, что в формировании нравственного отношения к животным определяющую
роль играет сострадание. Нравственное отношение к природе, эмоциональная близость к животным предполагает
достаточно высокий уровень эмоционального и морального развития человека. В этом творческом процессе решается задача
нахождения такого способа жизненной самореализации, который приносил бы человеку ощущение полноты жизни, отвечал
бы росту духовных и материальных потребностей.
Литература
1. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
2. Василенко Л. И. Поиски оснований и источников экологической этики // Вопросы философии. 1986. 2.
3. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1988.
4. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.
ВОПРОСЫ
9 «Животные не обладают разумом, значит, они не имеют никаких моральных прав». Как Вы относитесь к такому
аргументу?
9 Как Вы оцениваете перспективу прекращения истребления животных на Земле?
9 Как Вы можете объяснить сохранившийся в некоторых российских селах обычай так называемой «ссоры» с
домашним животным перед его забоем?
Тема 17
ЭТИКЕТ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
1. История этикета
2. Современный этикет
3. Нравственность и этикет
4. Национальные особенности этикета
Излагая первый вопрос нужно сказать о том, что уже в первобытном обществе можно найти шаблоны поведения,
которые позже приобрели характер этикетных форм. Например, многие современные поздравления и пожелания происходят
от магических актов колдовства и заклинаний. Из первобытных форм почитания старших людей, вождей, жрецов и колдунов
позже произошли три различных явления ритуальной культуры: религиозные культы, светские общественные ритуалы и
этикет.
Окончательно этикет сформировался в классовом обществе, когда потребовалось, чтобы каждый класс и слой общества
имели внешние отличительные признаки. В рабовладельческом и феодальном обществе этикет осуществлял в основном
правовые и политические функции: был средством присвоения общественных рангов, стимулировал строгое разграничение
общественных слоев, поддерживал иерархическое расслоение общества.
В буржуазную эпоху этикетные формы упрощаются, демократизируются. Этикет становится более зависим от личного
самоопределения человека.
Раскрывая сущность второго вопроса надо отметить, что в своей основе правила современного этикета являются
всеобщими, так как соблюдаются представителями самых разных общественно-политических систем, существующих в
современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные национальными
традициями и обычаями. Различают несколько видов современного этикета, основными из которых являются:
придворный этикетстрого регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
дипломатический этикетправила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на
различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
воинский этикетсвод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их
деятельности;