ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ВОПРОСЫ
9 Можно ли насилие, само по себе являющееся злом, использовать во благо?
9 Является ли по отношению к агрессивной несправедливости покорность единственной альтернативой насилию?
9 Можно ли этически аргументировать насилие с помощью формулы «цель оправдывает средства»?
Тема 15
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
1. Историческая социология смертной казни.
2. Этические аргументы в пользу смертной казни.
3. Этические аргументы против смертной казни.
Изложение первого вопроса целесообразно начать с определения смертной казни. Смертная казнь – это убийство,
осуществляемая государством в рамках его права на легитимное насилие. Историческая динамика смертной казни имеет
следующие тенденции:
– уменьшается число видов преступлений, карой за которые является смерть;
– в прошлом смертная казнь осуществлялась публично и торжественно, в настоящее время смертный приговор
приводится в исполнение тайно;
– сокращается круг лиц, по отношению к которым может быть применена смертная казнь (сейчас из этого круга
исключают детей до определенного возраста, стариков после определенного возраста, женщин);
– сокращается число стран, применяющих смертную казнь;
– меняется субъективное отношение к смертной казни.
Раскрывая второй вопрос следует привести основные моральные аргументы в пользу смертной казни и их моральную
критику.
• Смертная казнь – это справедливое возмездие и является нравственным деянием, так как применяется в качестве
наказания за убийство. Этот аргумент выглядит убедительным, так как справедливость основана на принципе эквивалента.
Но в данном случае принцип эквивалента не соблюдается, так как: не учитываются различные оттенки виновности; смертная
казнь превышает другие формы убийства по психологическому критерию; силы палача и жертвы являются заведомо
неравными.
• Смертная казнь своим устрашающим воздействием предотвращает совершение таких же преступлений другими. Но
практика показывает, что наличие или отсутствие смертной казни не влияет на их количество и качественные
характеристики.
• Смертная казнь приносит благо обществу тем, что освобождает его от особо опасных преступников. Но смертная
казнь не возмещает ущерб, нанесенный преступником.
• Применение смертной казни более гуманно к преступнику, чем пожизненное заключение в одиночной камере. Но, во-
первых, условия можно сделать более приемлемыми; а во-вторых, преступник лишен права выбора.
• Смертная казнь есть простой и дешевый способ избавиться от преступника. Но это лишь доказывает, что моральные
соображения являются здесь не главными.
Таким образом, аргументы в поддержку смертной казни не выдерживают моральной критики.
При освещении третьего вопроса необходимо привести следующие моральные аргументы против смертной казни.
• Смертная казнь оказывает нравственно развращающее воздействие на общество, так как она фактически
воспринимается и практикуется как страшный порок. Она совершается как постыдное дело.
• Смертная казнь является антиправовым актом, поскольку здесь нарушается принцип восстановимости наказания.
• Смертная казнь лжива в том отношении, что она явно нарушает пределы компетенции человека, так как человек не
властен над жизнью.
• Смертная казнь есть покушение на основной нравственный принцип самоценности человеческой личности, так как
убийство не может быть человеческим, разумным делом.
Литература
1. Бекарриа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.
2. Когда убивает государство / Пер. с англ. М., 1989.
3. Смертная казнь: за и против / Сост. О. Ф. Шишов, Т. С. Парфенова. М., 1989.
4. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1999.
5. Бекарриа Ч. О преступлениях и паказаниях. М., 1995.
ВОПРОСЫ
9 Как Вы относитесь к смертной казни?
9 Возможна ли последовательная этическая аргументация в пользу смертной казни?
Тема 16
ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ КАК
НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА
1. Отношение к животным и религиозно-культурные традиции.
2. «Права» животных как проблема нравственности.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »