Проблемы этики. Есикова М.М. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

На современном этапе развития наша страна как большинство стран мира переживает кризис, в значительной степени
вызванный утратой нравственных ценностей, подчинением морали политико-идеологическим и социально-экономическим
интересам. Но одних только политических, идеологических и социально-экономических реформ для его преодоления явно
недостаточно. Назрела острая необходимость сформировать мировоззрение, возвышающее мораль над экономическими,
политическими и социальными процессами. Любые общественные преобразования только тогда имеют прогрессивный
смысл, когда служат нравственному возрождению и совершенствованию человека и общества.
Проблема повышения удельного веса морали в миропонимании современного человека оказывается не менее актуальной и в западных
странах. Дух гордости и оптимизма, присущий западному менталитету, все чаще сменяется в наши дни замешательством и
переживанием тщетности всех социальных достижений при потере из виду главной целисамого человека. Поэтому нравственное
возрождение и духовное совершенствование человекаэто и цель, и средство прогрессивных и успешных социальных
преобразований. Простота и самоочевидность нравственных ценностей всегда оказывались обманчивыми, что делало их предметом
острых дискуссий и нравственных исканий человечества. В этой связи особое значение приобретает задача выработки мировоззрения,
дающего конструктивные ответы на «конечные вопросы» человеческого существования (смысл жизни, свобода, смерть и другие.).
Поэтому вполне понятно стремление людей осознать природу нравственных ценностей, научиться ориентироваться в жизненных
ситуациях, опираясь не только на эмоции, но и обрести устойчивые жизненные цели.
Для формирования мировоззрения надо использовать интеллектуальное и духовное наследие всех форм светской и
религиозной культуры. Духовная история общества свидетельствует, что, несмотря на мировоззренческие различия, этико-
нормативное содержание, нравственные программы светских и религиозных учений имеют много общего.
Творческое освоение и развитие интеллектуально-духовного наследия светской и религиозной традиций выступает
надежным основанием обновления смысложизненных ориентаций общества, призванных обеспечить стратегию его
выживания и прогресса. Установка на позитивный диалог светского и религиозного мировоззрений глубоко созвучна духу
времени рождения «планетарного сознания», этики общечеловеческой солидарности перехода к более высокому уровню
социальной организации.
Девальвация моральных ценностей как очевидный сегодня печальный результат развития нашего общества определяет необходимость
восстановить прерванные культурные традиции, реализовать приоритет общечеловеческого, что в немалой степени зависит от нашей
способности разобраться в специфике морали и этической рефлексии. Эта способность должна быть присуща любой развитой
личности, поэтому высшее образование вне изучения нравственного опыта человечества обречено остаться ущербным. Курс этики,
преподаваемый в вузе, не может, разумеется, остановить моральной деградации или решить другие острые проблемы нашего бытия,
однако его творческое изучение является весьма эффективным средством культурного становления человека.
Цель и задачи курса этики обусловлены актуализирующейся потребностью в формировании новой ценностной
парадигмы развития современной цивилизации адекватной изменившимся реалиям, местом и ролью нравственного
мировоззрения в духовной жизни общества.
Основная задача данных методических рекомендацийобрисовать контуры этики, выявить ее исторические и
современные параметры, стимулировать интерес студентов к важнейшим нравственным проблемам.
Раздел I
ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИКИ
Тема 1
ПРЕДМЕТ ЭТИКИ
1. Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность»