ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Этика античности обращена к человеку, ее девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: «Человек есть
мера всех вещей…». Кроме того, важнейшей особенностью античной этики была установка на понимание моральности,
добродетельности поведения как разумности. Другая характеристика античного мировоззрения – стремление к гармонии.
Средневековая этическая рефлексия отрицает античную моральную философию прежде всего потому, что основой
нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Центром христианской этической концепции является идея
любви к Богу, из которой рождается новая добродетель – милосердие.
Этика Нового времени ориентирована на выявление натуралистического основания морали, где центральной идеей
является идея суверенности морального субъекта, а универсальным средством ее утверждения выступает разум. Мораль
французских материалистов строится на ценностях, которые сами нуждаются в доказательствах. Эту «натуралистическую
ошибку» устранил И. Кант, в моральной философии которого нравственность анализируется как особое, специфическое
явление.
Русские революционные демократы, ориентируясь на конкретные практические задачи, осознавали зависимость морали от
общественной среды и обосновали идею исторического характера нравственности. Они осуждали любые формы эксплуатации,
критиковали мещанскую мораль, разработали такие принципы морали как гуманизм, патриотизм и т.д.
В идеалистической ветви русской этики наиболее яркими являются такие направления, как философия «всеединства»
(В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк) и экзистенциальная философия (Н.
А. Бердяев, Л. И. Шестов). Русские идеалисты пытались осмыслить такие проблемы, как судьба человека в мире, проблемы
смерти и бессмертия, свободы и творчества.
Основоположения марксистской этики базировались на том, что нравственность людей определяется тем образом
жизни, который они ведут и который, в свою очередь, обусловлен сложившимся способом производства. Под производством
понималось не только создание материальных благ, но и производство всей общественной жизни. Таким образом, мораль – это
социальное явление.
Литература
1. Чанышев А. Н. Начало философии. М., 1982.
2. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
3. Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1970. Т 1.
4. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
5. Франк С. Л. Смысл жизни // Смысл жизни. М., 1994.
6. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
7. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1999.
ВОПРОСЫ
9 Почему своеобразным девизом Сократа был древний призыв: «Познай самого себя»?
9 Можно ли утверждать, что ценность веры больше, чем ценность истины?
9 Как Вы понимаете утверждение Канта, что есть две основных ценности – «звездное небо надо мной и моральный
закон во мне»?
Тема 3
Происхождение морали
1. Биологические предпосылки нравственности
2. Отношения людей при родовом строе
3. Переход к нравственной регуляции
Раскрывая первый вопрос необходимо проанализировать, какое влияние на нравственность оказывает собственная
телесная природа человека. Мыслители прошлого давали, как правило, два противоположных ответа на этот вопрос.
Первый: человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врожденного добронравия (Ж.-Ж. Руссо).
Второй: человек от природы зол, и нравственность существует для ограничения и подавления его природных пороков
(Гоббс). Оба эти ответа не могут объяснить все многообразие нравственности, так как существование наследственных
факторов не снимает ответственности за наш собственный образ мыслей и действий.
При освещении второго вопроса покажите, как на основе системы табу (жестких запретов на некоторые виды пищи,
приближение к святым местам, половые отношения с ближайшими родственниками и т.д.) с течением времени сложились
многовековые обычаи и традиции. Обычаи были тесно связаны с исполнением ритуала, касающегося наиболее
существенных для человека событий: рождения, заключения брака, смерти, войны, работы на земле.
Отвечая на третий вопрос дайте анализ факторам, способствовавшим переходу к нравственным отношениям:
разложение первобытно-общин-ного строя, разделение труда, становление патриархальной семьи. А также с появлением
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »