ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
2. Историческое изменение предмета этики
3. Структура этики
При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть особенности трактовок терминов «этика», «мораль», «нравственность» в
различных языках. Термин «этика» восходит к древнегреческому слову «ēthos», которое первоначально обозначало обычай,
темперамент, характер, образ мысли. Приблизительный латинский аналог этого слова переводится как закон, предписание, нрав,
поведение.
Термины «этика» и «мораль» в дальнейшем получили общеевропейское распространение, наполнившись в процессе
культурного развития различным содержанием. Термин «этика» сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку. Под
моралью же стали подразумевать то реальное явление, которое изучается этой наукой. Русской первоосновой моральной
терминологии является слово «нрав».
Таким образом, этика есть наука о морали (нравственности).
При изложении второго вопроса следует обратить внимание на особенности межчеловеческих отношений в разные
исторические эпохи. Античную этику можно охарактеризовать как учение о добродетелях, совершенной личности.
Средневековая этика достижение высшего блаженства связывала с благотворящей деятельностью Бога. Основные усилия
этики Нового времени были направлены на анализ соотношения общественных норм и индивидуальных потребностей.
Буржуазное моральное сознание, выступавшее против феодально-христианского разделения людей на добрых и злых,
утвердило моральную самоценность личности, одинаковое право всех на достойную жизнь.
Освещение третьего вопроса предполагает выделение функций и структурных частей этики.
Во-первых, этика описывает качественные границы нравственности. Сбор и первичная систематизация фактов
нравственной жизни, их включение в сферу научного осмысления входит в компетенцию таких разделов этики, как история
нравов и социология морали.
Во-вторых, этика призвана воспроизвести нравственность теоретически, научно обосновать ее необходимость, происхождение,
сущность, специфику, роль в обществе, законы развития.
В-третьих, этика – нормативная наука, она не просто отображает нравы, а дает их критически-ценностный анализ.
Таким образом, этика описывает мораль, объясняет мораль, учит морали. Соответственно этим трем функциям она
подразделяется на эмпирически-описательную, философско-теоретическую и нормативную части.
Литература
1. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974.
2. Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.
3. Петропавловский Р. В. Мораль и условия ее теоретического осмысления // Что такое мораль. М., 1988.
4. Согомонов Ю. В. Моральный феномен: трудности определения // Что такое мораль. М., 1988.
5. Зеленкова И. Л., Беляева Е.В. Этика. Минск, 2000.
6. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1999.
7. Попов Л. А. Этика. М., 1998.
8. Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. М., 1998.
ВОПРОСЫ
9 «Нравственность – это изначальный и наиглавнейший закон бытия человека» (Ч. Айтматов). Согласны ли Вы с этим
утверждением?
Тема 2
История этических учений
1. Становление и оформление философско-этического мировоззрения
2. Развитие морали в античной философии
3. Этические воззрения в эпоху средневековья
4. Этика Нового времени
5. Этические искания в русской философии
6. Основоположения марксистской этики
Вначале необходимо отметить, что зарождение философско-этического мировоззрения происходит в эпоху становления
классового общества и разделения материального и духовного труда. Также нужно обратить внимание на факторы,
определившие специфику зарождавшейся философии на Востоке и Западе: различия в способе производства, национальные
и психологические особенности древних народов и другие.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »