ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
НОВЫЙ РОМАН
На рубеже сороковых-пятидесятых годов двадцатого века во фран-
цузской словесности появилось новое литературное явление, которое уже в
самом названии настаивало на своей оригинальности – «новый роман».
Писатели, сформировавшие это направление, отталкивались от так или
иначе понятого «традиционного» романа. Последний обычно связывался с
реалистическим наследием, в результате чего своеобразной литературно-
критической ревизии были подвергнуты основные компоненты именно
реалистического повествования. Нашумевшие статьи лидеров «нового ро-
мана» Натали Саррот «Эра подозрения» (1950) и Алена Роб-Грийе «О не-
скольких устаревших понятиях» (1957) с разных сторон обосновывали из-
быточность для современной литературы таких категорий, как «жизнепо-
добие», «персонаж», «фабула» и т. д. Все конвенции «реалистического»
художественного произведения оказались под подозрением; они подозре-
вались в излишней условности, надуманности и произвольности, одним
словом, во всем том, что «новым романистам» казалось абсолютно нереа-
листичным.
Дистанцировался «новый роман» и от различного рода экзистенциа-
листской словесности. Как известно, после Второй мировой войны многие
писатели-экзистенциалисты видели главную цель литературного творчест-
ва в «ангажированности» (Сартр). Писатель не может существовать вне
своего времени, он в него включен и потому несет за него ответственность.
Настоящий творец не отворачивается от общественно-политической ре-
альности, а старается активно воздействовать на нее, в том числе и посред-
ством своих произведений. Именно увлеченность писателей-
экзистенциалистов тем, что происходит здесь и сейчас во Франции, и не
устраивала «новых романистов». Их творчество имело иную направлен-
ность. Лучше всего ее сформулировал Клод Мориак (один из представите-
лей этого направления) в книге «Современная алитература» (1958). По его
мнению, эволюция европейского искусства ясно показала, что самым ин-
тересным и продуктивным является изучение условий возможности суще-
ствования самого искусства. Искусство по-настоящему интересуется толь-
ко само собой, выражает только само себя, поглощено само собой. Оно
старается выяснить собственную сущность в первую очередь. А все ос-
тальное лишь своеобразный социально-исторический довесок, формальная
декорация, помогающая читателю ориентироваться в тексте произведения.
Любопытно, что «новые романисты» огромное внимание уделяли
«правильному» пониманию собственных произведений. За относительно
короткий срок они произвели огромное количество литературно-
критической продукции самого высокого качества. Практически все ос-
новные черты собственного творчества были ими разобраны и доскональ-
но изучены, вследствие чего ученым – особенно по началу – в основном
3
НОВЫЙ РОМАН На рубеже сороковых-пятидесятых годов двадцатого века во фран- цузской словесности появилось новое литературное явление, которое уже в самом названии настаивало на своей оригинальности – «новый роман». Писатели, сформировавшие это направление, отталкивались от так или иначе понятого «традиционного» романа. Последний обычно связывался с реалистическим наследием, в результате чего своеобразной литературно- критической ревизии были подвергнуты основные компоненты именно реалистического повествования. Нашумевшие статьи лидеров «нового ро- мана» Натали Саррот «Эра подозрения» (1950) и Алена Роб-Грийе «О не- скольких устаревших понятиях» (1957) с разных сторон обосновывали из- быточность для современной литературы таких категорий, как «жизнепо- добие», «персонаж», «фабула» и т. д. Все конвенции «реалистического» художественного произведения оказались под подозрением; они подозре- вались в излишней условности, надуманности и произвольности, одним словом, во всем том, что «новым романистам» казалось абсолютно нереа- листичным. Дистанцировался «новый роман» и от различного рода экзистенциа- листской словесности. Как известно, после Второй мировой войны многие писатели-экзистенциалисты видели главную цель литературного творчест- ва в «ангажированности» (Сартр). Писатель не может существовать вне своего времени, он в него включен и потому несет за него ответственность. Настоящий творец не отворачивается от общественно-политической ре- альности, а старается активно воздействовать на нее, в том числе и посред- ством своих произведений. Именно увлеченность писателей- экзистенциалистов тем, что происходит здесь и сейчас во Франции, и не устраивала «новых романистов». Их творчество имело иную направлен- ность. Лучше всего ее сформулировал Клод Мориак (один из представите- лей этого направления) в книге «Современная алитература» (1958). По его мнению, эволюция европейского искусства ясно показала, что самым ин- тересным и продуктивным является изучение условий возможности суще- ствования самого искусства. Искусство по-настоящему интересуется толь- ко само собой, выражает только само себя, поглощено само собой. Оно старается выяснить собственную сущность в первую очередь. А все ос- тальное лишь своеобразный социально-исторический довесок, формальная декорация, помогающая читателю ориентироваться в тексте произведения. Любопытно, что «новые романисты» огромное внимание уделяли «правильному» пониманию собственных произведений. За относительно короткий срок они произвели огромное количество литературно- критической продукции самого высокого качества. Практически все ос- новные черты собственного творчества были ими разобраны и доскональ- но изучены, вследствие чего ученым – особенно по началу – в основном 3