Французская литература после 1945 года "Новый роман" и Драма абсурда". Филюшкина С.Н - 4 стр.

UptoLike

Рубрика: 

приходилось лишь повторять сказанное самими писателями. Связано это
было с тем, что анализ был действительно проведен на очень хорошем
уровне научной рефлексии (не зря многие «новороманисты» по профессии
либо филологи, либо философы). Поэтому даже сегодня любой разговор о
«новом романе» в той или иной степени вынужден подчиняться когда-то
уже предложенным интерпретациям.
Правда, подобная увлеченность литературной теорией сыграла злую
шутку с «новыми романистами». Дело в том, что в середине шестидесятых
годов из их рядов вышло новое поколение писателей, которое довело до
логического завершения многие теоретические выкладки старших пред-
ставителей этого направления. И, как часто бывает, стало в оппозицию к
«новому роману» не только на уровне теории, но и на уровне художест-
венной практики. Возник так называемый «новый новый роман» (Филипп
Соллерс), который в определенной степени разрушал то, что еще не раз-
рушил в литературе «новый роман».
Во многом по этой причине, а также по причинам межличностного
характера, к концу семидесятых годов двадцатого века «новый роман» как
единое направление перестал существовать. Все ведущие писатели (Ната-
ли Саррот, Ален Роб-Грийе, Клод Симон, Мишель Бютор, Жан Рикарду,
Клод Мориак, Жорж Перек, Робер Пенже и др.) стали восприниматься как
самостоятельные величины во французской литературе, в разной степени
связанные с общими установками «нового романа».
Биография НАТАЛИ САРРОТ (1900–1999) не богата событиями.
Наиболее важным, пожалуй, был переезд из России во Францию в 1908 го-
ду. Настоящее имя французской писательницыНаталья Ильинична Чер-
няк. Она родилась в Иваново-Вознесенске. Отъезд ее семьи был связан с
целым рядом причин, среди которых не последнее место занимала и поли-
тическая нестабильность. В Париже, где обосновались ее отец и мачеха,
Натали Саррот получила юридическое образование. Правда, очень скоро
выяснилось, что ее настоящее призваниев другом, в литературном твор-
честве. Именно в рамках французской культурной национальной традиции
она и состоялась как писательница.
Творческая деятельность началась еще до Второй мировой войны. В
1939 году вышел в свет сборник ее небольших рассказов под странным на-
званием «Тропизмы». Уже здесь оформились основные идеи, ведущая на-
правленность художественных исканий писательницы. Как заметила сама
Натали Саррот: «Тропизмы продолжали оставаться живой субстанцией
всех моих книг»
1
. Само слово «тропизмы» было взято Саррот из биологии;
оно означает реакцию простейших организмов на воздействия внешней
1
Саррот Н. Тропизмы. Эра подозрения / Н. Саррот. – М.: Полинформ-Талбури, 2000. –
С. 138.
4
приходилось лишь повторять сказанное самими писателями. Связано это
было с тем, что анализ был действительно проведен на очень хорошем
уровне научной рефлексии (не зря многие «новороманисты» по профессии
либо филологи, либо философы). Поэтому даже сегодня любой разговор о
«новом романе» в той или иной степени вынужден подчиняться когда-то
уже предложенным интерпретациям.
      Правда, подобная увлеченность литературной теорией сыграла злую
шутку с «новыми романистами». Дело в том, что в середине шестидесятых
годов из их рядов вышло новое поколение писателей, которое довело до
логического завершения многие теоретические выкладки старших пред-
ставителей этого направления. И, как часто бывает, стало в оппозицию к
«новому роману» не только на уровне теории, но и на уровне художест-
венной практики. Возник так называемый «новый новый роман» (Филипп
Соллерс), который в определенной степени разрушал то, что еще не раз-
рушил в литературе «новый роман».
      Во многом по этой причине, а также по причинам межличностного
характера, к концу семидесятых годов двадцатого века «новый роман» как
единое направление перестал существовать. Все ведущие писатели (Ната-
ли Саррот, Ален Роб-Грийе, Клод Симон, Мишель Бютор, Жан Рикарду,
Клод Мориак, Жорж Перек, Робер Пенже и др.) стали восприниматься как
самостоятельные величины во французской литературе, в разной степени
связанные с общими установками «нового романа».

      Биография НАТАЛИ САРРОТ (1900–1999) не богата событиями.
Наиболее важным, пожалуй, был переезд из России во Францию в 1908 го-
ду. Настоящее имя французской писательницы – Наталья Ильинична Чер-
няк. Она родилась в Иваново-Вознесенске. Отъезд ее семьи был связан с
целым рядом причин, среди которых не последнее место занимала и поли-
тическая нестабильность. В Париже, где обосновались ее отец и мачеха,
Натали Саррот получила юридическое образование. Правда, очень скоро
выяснилось, что ее настоящее призвание – в другом, в литературном твор-
честве. Именно в рамках французской культурной национальной традиции
она и состоялась как писательница.
      Творческая деятельность началась еще до Второй мировой войны. В
1939 году вышел в свет сборник ее небольших рассказов под странным на-
званием «Тропизмы». Уже здесь оформились основные идеи, ведущая на-
правленность художественных исканий писательницы. Как заметила сама
Натали Саррот: «Тропизмы продолжали оставаться живой субстанцией
всех моих книг» 1 . Само слово «тропизмы» было взято Саррот из биологии;
оно означает реакцию простейших организмов на воздействия внешней

1
 Саррот Н. Тропизмы. Эра подозрения / Н. Саррот. – М.: Полинформ-Талбури, 2000. –
С. 138.
                                         4