ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
Цельность миросозерцания этой эпохи , однако, ни в коей мере не
предполагает его гармоничности и непротиворечивости . Контрасты веч-
ного и временного, священного и греховного, души и тела , небесного и
земного, лежащие в основе этого миросозерцания находили основу в со-
циальной жизни эпохи – в непримиримых противоположностях богатства
и бедности , господства и подчинения, свободы и несвободы , привилеги -
рованности и приниженности . Средневековое христианское мировоззре -
ние «снимало» реальные противоречия, переводя их в высший план все -
объемлющих надмировых категорий, и в этом плане разрешение проти -
воречий оказывалось возможным при завершении мировой истории, воз -
вращении мира , развертывающегося во времени , к вечности . Поэтому
богословие давало средневековому обществу не только «наивысшее обо-
бщение», но и «санкцию», оправдание и освящение (с. 12).
Гуревич А. .Я. Категории средневековой культуры / А.Я Гуревич. - М . :
Искусство, 1972 . – С . 5-6; 7- 9; 10-11;12.
Занятие 2.
«Песнь о Роланде» как образец народно- героического эпоса
Задание : опираясь на рекомендованную литературу и анализ текста,
раскрыть проблематику и художественные особенности «Песни о Ро-
ланде». Дать ответы на следующие вопросы.
1.Что такое эпос и эпические сказания, в какой мере они связаны с ис-
торией народа? Как соотносится в эпосе реальный и фантастический
планы действия?
2.Историческая основа «Песни о Роланде» и особенности ее обработки
в произведении: появление религиозной идеи, отражение политических
отношений и морально-этических коллизий в феодальном обществе
(конфликт между маврами и французами, между Роландом и Ганелоном,
Карлом и Ганелоном).
3.Особенности изображения человека (на примере образов Роланда, Оли -
вье, Турпина, Карла, Ганелона, Марсилия): как характеризуется герой
внешне, как проявляются его чувства, в какой степени он индивидуализи -
рован ; примеры идеализации и гиперболизации образа .
4.Особенности эпического стиля в поэме: найти примеры повторений,
замедляющих действие, проявления принципа симметрии, постоянных
эпитетов.
Литература .
1.Песнь о Роланде (любое издание).
2.Литературный энциклопедический словарь / [под общ . ред. В .М . Ко-
жевникова и П . А . Николаева ]. - М . : Сов. энцикл., 1987. - С .513.
3.Андреев Л . Г .. История французской литературы : учеб . для филол . спец.
вузов / Л .Г . Андреев, Н .П . Козлова , Г .К. Косиков. - М . : Высш . шк., 1987.
- С . 21-30.
5 Ц ельность ми росозерцани я этой эпохи , однак о, ни в к оей мере не предполагает его гармони чности и непроти воречи вости . Контрасты веч- ного и временного, свящ енного и греховного, душ и и тела, неб есного и земного, лежащ и е в основе этого ми росозерцани я находи ли основув со- ци альной жи зни эпохи – внепри ми ри мы х проти воположностях б огатства и б едности , господства и подчи нени я, своб оды и несвоб оды , при ви леги - рованности и при ни женности . С редневек овое хри сти анск ое ми ровоззре- ни е « сни мало» реальны е проти воречи я, переводя и х в вы сш и й план все- об ъемлю щ и х надми ровы х к атегори й, и в этом плане разреш ени е проти - воречи й ок азы валось возможны м при заверш ени и ми ровой и стори и , воз- вращ ени и ми ра, разверты ваю щ егося во времени , к вечности . П оэтому б огослови е давало средневек овомуоб щ ествуне тольк о « наи вы сш ее об о- б щ ени е», но и « санк ци ю », оправдани е и освящ ени е (с. 12). Гуре в ич А. .Я. Кат е го рии с редн е в е ко в о й куль т уры / А.Я Гуре в ич. - М . : Ис кус с т в о , 1972 . –С . 5-6; 7- 9; 10-11;12. Заняти е 2. « П есньо Роланде» к ак об разец народно-герои ческ ого эпоса З а да ние : о п ираяс ь н а ре ко м е н до в ан н ую лит е рат уру и ан ализ т е кс т а, рас кры т ь п ро бле м ат ику и худо ж е с т в е н н ы е о с о бе н н о с т и «Пе с н и о Р о - лан де ». Дат ь о т в е т ы н ас ле дую щие в о п ро с ы . 1.Чт о т ако е эп о с и эп иче с кие с казан ия, в како й м е ре о н и с в язан ы с ис - т о рие й н аро да? Как с о о т н о с ит с я в эп о с е ре аль н ы й и ф ан т ас т иче с кий п лан ы де йс т в ия? 2.Ис т о риче с кая о с н о в а«Пе с н и о Ро лан де » и о с о бе н н о с т и е е о брабо т ки в п ро изв е де н ии: п о яв ле н ие ре лигио зн о й иде и, о т раж е н ие п о лит иче с ких о т н о ш е н ий и м о раль н о -эт иче с ких ко ллизий в ф ео даль н о м о бще с т в е (ко н ф ликт м е ж ду м ав рам и и ф ран ц узам и, м е ж ду Ро лан до м и Ган е ло н о м , Карло м и Ган е ло н о м ). 3.О с о бе н н о с т и изо браж е н ия че ло в е ка(н ап рим е ре о бразо в Р о лан да, О ли- в ь е , Турп ин а, Карла, Ган е ло н а, М арс илия): как характ е ризуе т с я ге ро й в н е ш н е , как п ро яв ляю т с я е го чув с т в а, в како й с т е п е н и о н ин див идуализи- ро в ан ; п рим е ры иде ализац ии и гип е рбо лизац ии о браза. 4.О с о бе н н о с т и эп иче с ко го с т иля в п о эм е : н айт и п рим еры п о в т о ре н ий, зам е дляю щих де йс т в ие , п ро яв ле н ия п рин ц ип а с им м е т рии, п о с т о ян н ы х эп ит е т о в . Л и тература. 1.П есньо Роланде (лю б ое и здани е). 2.Л и тературны й энци к лопеди ческ и й словарь/ [под об щ . ред. В .М . К о- жевни к ова и П .А. Н и к олаева]. - М . : С ов. энци к л., 1987. - С .513. 3.Андреев Л .Г .. И стори яф ранцузск ой ли тературы : учеб . для ф и лол. спец. вузов / Л .Г . Андреев, Н .П . К озлова, Г .К. Коси к ов. - М . : В ы сш . ш к ., 1987. - С . 21-30.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »